"Начинается продажа валюты с целью дальнейшего продвижения в построении валютного рынка", - заявил первый вице-премьер правительства Кубы. Он напомнил, что 4 августа был осуществлен первый шаг: правительство начало покупать валюту по более выгодному курсу. Фактически, речь идет о пятикратной девальвации кубинского песо. Если до запуска валютной реформы официальный обменный курс составлял 24 песо за 1 доллар, то теперь в банках доллары c учетом комиссии покупают уже по 110 песо.
Такой шаг лишь подтолкнул вверх "черный" курс: там песо начал стремительно обесцениваться. Ведь в условиях, когда кубинцы не могут свободно приобрести доллары в банках, им приходится обращаться к валютным спекулянтам. Накануне объявленных нововведений 1 доллар на "черном" рынке стоил уже около 140 песо.
Впрочем, насколько решение властей о продаже валюты поможет остановить обесценивание песо на неофициальном рынке, пока совершенно не ясно. Все дело в объявленных ограничениях на операции. Как рассказала глава кубинского Центробанка Марта Вильсон Гонсалес, 1 доллар будет стоить в гособменниках CADECA 123,6 песо (что значительно выгоднее 140 песо, за которые иностранную валюту продают спекулянты). Но вот купить неограниченное количество валюты по-прежнему будет нельзя. Для физлиц установлен лимит всего в 100 долларов на операцию.
Но и это еще не все. Обменные пункты будут продавать только тот объем валюты, который им продали накануне. Насколько этого количества хватит для удовлетворения стабильно высокого спроса на валюту неизвестно, поскольку о первичных результатах запущенной валютной реформы президент ЦБ сообщила весьма расплывчато: "За первые 20 дней функционирования нового обменного курса (110 песо за 1 доллар - ред. "РГ") было куплено валюты в 10 раз больше, чем за месяц при курсе 24 песо за 1 доллар".
Таким образом, чтобы полностью избавиться от "черного" рынка, кубинским властям будет необходимо, прежде всего, удовлетворить спрос населения на валюту. Сделать это в условиях, когда с каждым днем в стране открывается все больше валютных магазинов, становится все сложнее.