Все мы слышали, что для сокращения собственного углеродного следа нужно экономить воду и электричество, сортировать мусор и есть поменьше мяса. Однако вина за большую часть вредных выбросов лежит на крупных компаниях. По некоторым данным, всего сто корпораций ответственно за 71 процент выбросов СО2 в мире. Стремление сократить углеродный след демонстрируют не только крупные зарубежные, но и многие отечественные компании. Экологическая повестка занимает все больше людей. Но не все осознают, как сделать свой бизнес более "зеленым" и насколько это может быть выгодно чисто экономически.
На помощь приходят модели математической оптимизации. В их основе - поиск наилучшего решения с помощью вычислений с целью максимизации целевых значений и минимизации расходов. Оптимизация применяется в самых разных сферах - от логистики и тяжелой промышленности до инвестирования и управления персоналом.
Даже если бизнес специально не задумывается об экологии, грамотно рассчитанная и примененная математическая модель так или иначе снизит его негативное влияние на окружающую среду. Так, оптимизация маршрутов доставки помогает сократить число холостых пробегов автомобиля, оптимизация производственного планирования - потребление энергоресурсов, а оптимизация ремонтных работ - кратно снизить вероятность аварий и техногенных катастроф.
Но для достижения наилучших результатов "зеленые" показатели можно специально закладывать в математическую модель в качестве вводных, чтобы существенно уменьшить объем вредных выбросов, снизить негативное влияние на окружающую среду и даже добиться работы с нулевым углеродным следом.
Конечно, все зависит от руководителя. Во главе бизнеса должен стоять настоящий визионер, который верит в долгосрочный эффект от "зеленой" оптимизации и не гонится за сиюминутной прибылью. Именно такой человек - голландец Пол Полман - руководил корпорацией по производству пищевых продуктов и товаров бытовой химии с 2009 по 2019 годы. По его инициативе компания с почти вековой историей задалась целью полностью отделить рост бизнеса от воздействия на окружающую среду и реализовать амбициозный план устойчивого развития.
Корпорация провела цифровизацию цепочки поставок, оптимизировала процессы на всех этапах жизненного цикла изделий, увеличила эффективность работы оборудования, пересмотрела подходы к упаковке товаров, научилась перерабатывать отходы и перешла на возобновляемые источники энергии.
Все эти меры не только помогли окружающей среде (потребление воды по сравнению с 2008 годом было сокращено на 49 процентов, а количество выбросов СО2 - на 75), но и сделали компанию глобальным лидером. В 2010-е годы рост ее доходности более чем вдвое превышал темпы общего роста рынка. Газета Financial Times назвала Пола Полмана "выдающимся генеральным директором десятилетия". В 2021 году он выпустил книгу под названием "Net Positive: как смелые компании преуспевают, отдавая больше, чем берут".
Другой вдохновляющий пример эко-оптимизации - порт Ванкувера, который встал на путь "зеленого" развития в 2014 году и теперь является одним из самых экологически устойчивых портов в мире. Цифровизация позволила руководству собрать большие данные о работе порта, найти узкие места и оптимизировать планирование на всех участках. В результате отлаженной логистики пропускная способность терминалов была увеличена, а издержки и вредные выбросы в атмосферу сокращены. Внедренная система бронирования повысила эффективность движения грузовиков по территории порта и сократила заторы на прилегающих трассах.
Но это еще не все. Успех математической оптимизации убедил администрацию порта в необходимости тиражировать свои подходы. В 2020 году там разработали цифровую платформу для оперативного обмена информацией между всеми участниками индустрии перевозок в западной части Канады. В системе консолидируются детальные данные о движении грузов, которые могут лечь в основу предиктивных и оптимизационных моделей. Благодаря этому и другие заинтересованные компании смогут увеличить операционную эффективность и сократить углеродный след.
Цифровые технологии продолжают бурно развиваться, и на рынке будут появляться все новые инструменты, призванные помочь бизнесу принимать лучшие решения с точки зрения экологии. Например, прямо сейчас Северо-Западный университет (США) совместно со Всемирным фондом дикой природы разрабатывает алгоритм на основе машинного обучения, который будет рекомендовать лучшие строительные материалы под конкретные проекты, находя идеальный баланс между экономичностью и экологической устойчивостью.
Для российских компаний это повод задуматься: если оптимизировать бизнес сейчас, в будущем можно получить весомое конкурентное преимущество. Глобальное исследование, проведенное IBM в 2021 году, показало, что более половины потребителей готовы доплатить за товары экологически осознанных брендов.