Концессионное соглашение по модернизации курского электротранспорта рассчитано на 25 лет и предполагает, что объем инвестиций в подвижной состав и инфраструктуру составит 12,4 миллиарда рублей. Как и звучало на ПМЭФ, обновить нужно свыше 42 километров трамвайных путей, реконструировать восемь тяговых подстанций и депо, отремонтировать контактную сеть и приобрести 22 новых односекционных вагона. При этом только лишь инженерными работами модернизация трамвайного сообщения не ограничится: маршруты для рельсового транспорта тоже обновят, чтобы пассажиропоток в этом секторе городских перевозок вырос с 7,5 до 8 миллионов пассажиров в год. Предполагается, что новые трамваи позволят курянам и гостям города экономить массу времени в пути, и именно поэтому обновленный электротранспорт начнут выбирать все больше горожан.
Первые изменения трамвайного сообщения к лучшему куряне увидят уже в будущем году. В нынешнем намерены начать проектирование дальнейших работ, а в следующем - уже непосредственно реконструировать пути, тяговые подстанции и депо. Пока все это - в удручающем состоянии. Действующее трамвайное депо начало работать в 1986 году и до сих пор не видело необходимых для модернизации вложений. Его коллектив - это 200 уникальных для города специалистов, которые без трамвая с трудом представляют собственную жизнь. Ежедневно они выпускают на линии 25 вагонов. Всего же в депо насчитывается 60 единиц транспорта и 12 спецтрамваев.
Генеральный директор компании "Мовиста Регионы" Александр Советников и курские чиновники посетили площадку транспортного предприятия сразу же в день подписания концессионного соглашения. Зона технического обслуживания подвижного состава, ремонтный и колесно-редукторный цеха - все давно нуждается в обновлении. Теперь это время пришло. Работать участники концессии намерены оперативно, чтобы уже в 2024 году на курских улицах появились новые трамваи.
Курский губернатор Роман Старовойт назвал общественный транспорт одной из визитных карточек города. В курском случае - когда трамвай на улицах областного центра появился одним из первых в стране и до сих пор востребован - это действительно так. Впервые этот транспорт отправился в путь по улицам города в далеком 1898-м году. Желтые и красные вагоны изображены даже на старых курских открытках, поэтому, когда начались разговоры о колоссальных убытках электротранспорта и возможности его закрытия, куряне возмутились. Теперь те, кто протестовал против исчезновения трамваев с курских улиц - ликуют. Роман Старовойт поясняет, что решиться на модернизацию трамвайного сообщения в областном центре было не так уж и просто.
- Перед началом транспортной реформы мы детально изучили опыт других регионов, проанализировали ситуацию у себя, выбрали модель, по которой пойдем. Этим мы занимались почти три года, - отмечает он. - Региональный бюджет не позволял нам полностью решить проблему общественного транспорта без помощи федеральных средств. Мы благодарны правительству и минтрансу России за инструменты, которые нам дали в помощь.
Глава региона добавил, что Курск станет первым городом страны, где пройдет полное обновление городского электротранспорта: как подвижного состава, так и инфраструктуры для него. И это стало возможным благодаря целевому кредитованию: государственная корпорация ВЭБ.РФ предоставит 8,2 миллиарда рублей на эти цели.
В успешной реализации амбициозного проекта куряне не сомневаются: концессионер уже имеет подобный опыт в Центральной России: компания участвовала в модернизации транспортной системы Тверской области. Впрочем, измениться должны не только курские трамваи.
Первый заместитель председателя регионального комитета транспорта и автомобильных дорог Александр Васильченко рассказал, что коллектив водителей готовится выходить на маршруты в новой форме. Несколько вариантов ее дизайна уже разрабатывается, а самый красивый выберут сами куряне с помощью голосования.
Однако и старые курские трамваи не станут просто воспоминанием. В трамвайном депо уже есть музей истории электротранспорта: ведь в будущем году курский трамвай отметит свое 125-летие. Так что экспозиция пополнится теми вагонами, которые за годы службы перевезли миллиарды пассажиров и свое отслужили.
На портале госзакупок появилась заявка мэрии Владимира на приобретение пяти новых троллейбусов. Машины покупаются для муниципального перевозчика "Владимирпассажиртранс", работать им предстоит на городских маршрутах.
Согласно условиям тендера, троллейбусы должны быть оснащены климат-контролем: отопителями и кондиционерами по всему салону, а также в кабине водителя. Необходимая вместимость 100-150 человек, низкий пол с противоскользящим покрытием, не менее 25 сидячих мест, как минимум три двери с электроприводом, блокировкой открытия в движении и защитой от защемления пассажиров, скорость до 60 километров в час. Внутри и снаружи троллейбус должен быть оснащен видеонаблюдением - количество камер 3 и 2, соответственно. Среди других обязательных условий - оборудование для подъема инвалидных колясок, антивандальная и негорючая обивка сидений, информационная система с электронным табло и речевым информатором, навигационное оборудование и тахограф. Троллейбусы должны быть белого цвета и 2022 года выпуска.
Максимальная цена контракта 110,4 миллиона рублей, то есть за каждую машину город готов заплатить 22 миллиона. Итоги конкурса подведут 23 августа, срок поставки машин 30 дней. Если все пройдет нормально, на маршруты новые троллейбусы смогут выйти уже в начале октября.
Владимирская область получила из федерального бюджета грант в 252 миллиона рублей на обновление муниципального транспорта. Весной мэрия Владимира с четвертой попытки закупила 14 больших автобусов: первый тендер отменила сама администрация, поменяв состав закупки, второй по жалобам конкурирующих компаний скорректировала ФАС, а на третий никто не заявился. Автобусы вышли на линию 30 мая и сразу вызвали нарекания пассажиров: и двери у них открываются медленно, и кондиционеры работают плохо.
Троллейбусное сообщение в Брянске улучшат за счет обновления тяговых подстанций. Работы выполнят в рамках инфраструктурного проекта "Россетей". Директор местного филиала компании Антон Герасимов сообщил, что необходимая проектно-сметная документацию уже подготовлена, примененные в ней технические решения проходят процедуру согласования с городским трамвайно-троллейбусным управлением.
Вместе с электропитанием модернизируют троллейбусный парк.
- 36 машин уже проторгованы, стоимость муниципального контракта составила более 600 миллионов рублей, - рассказали в правительстве региона. Еще 64 троллейбуса приобретут в лизинг, причем 41 - на льготных условиях.
А в Смоленске тестируют бесконтактную систему оплаты проезда. Первые валидаторы установили в одном автобусе и одном троллейбусе - ездят они по маршрутам NN 14 и 1, соответственно. Эксперимент продлится три месяца, по его итогам будет приниматься решение о распространении валидаторов на весь парк. Запуск новой технологии в администрации города объяснили хронической нехваткой кондукторов, ограничивающей выход общественного транспорта на линию.