"Суммарно в 2023 году в рамках этой меры планируется поддержать не менее 1 тысячи проектов", - прокомментировала руководитель Ростуризма Зарина Догузова в своем Telegram-канале. Деньги получит бизнес. Регионы должны софинансировать расходы.
Окончательные параметры поддержки для развития туризма будут определены после утверждения федерального бюджета на 2023 год, поясняют в Ростуризме. Но сейчас уже известно, что деньги будут выделять по трем направлениям.
Во-первых, 3,1 млрд рублей распределят между 375 проектами по созданию и развитию пляжных зон на берегах морей, рек и озер. В 2022 году на эти цели было выделено 1,3 млрд рублей. То есть объем поддержки вырос более чем в два раза.
В списке 44 региона. Помимо Крыма и Краснодарского края здесь же, например, Дагестан, где планируется развивать курорт на Каспии, регионы Центральной России, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Получается, средняя сумма гранта для одного проекта составит 8,3 млн рублей.
Во-вторых, 700 млн рублей направят на создание кемпингов и автокемпингов. Деньги распределят между 150 проектами в 10 регионах. Среди них республики Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, а также Пермский край. Развивать инфраструктуру для автотуристов также помогут в Ленинградской, Новгородской, Самарской, Свердловской и Ульяновской областях. Южные курорты в этот список не вошли, как и, например, Тверская область, куда, по отзывам путешественников, идет интенсивный поток путешественников на автомобилях.
В-третьих, 1,6 млрд рублей направят на развитие благоприятной для туристов среды. Деньги будут тратить на создание электронных путеводителей, оснащение объектов пандусами для маломобильных граждан, приобретение туристического оборудования, создание пунктов проката, на разработку новых туристических маршрутов и создание навигации. Отобрано более 500 проектов в 21 регионе. В списке в основном регионы Центральной России, а также центры активного туризма - Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия и еще Якутия.
Финансовую поддержку оказывают в рамках нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства". В этом году на фоне ограничения авиаперевозки на массовых зарубежных пляжных направлениях нагрузка на отечественные курорты возросла. Пляжные зоны летом востребованы во всех регионах, где в принципе есть возможность для такого отдыха. Но туристическая инфраструктура развита недостаточно даже на черноморских курортах.
В стране есть система классификации пляжей, то есть пляж по этим стандартам должен иметь определенное оборудование, поясняет профессор кафедры менеджмента и сервиса РАНХиГС Галина Дехтярь. Сюда относятся устройства подходов к пляжу, условия для входа в воду, ограничения по глубине, обеспечение безопасности, также наличие лежаков, зонтиков и закрытых пространств, которые защищают от солнца, душа, туалета, медпункта и предприятий общественного питания вблизи от пляжа. Также должны быть устроены удобные подъезды к пляжам с парковками. Такой нормальный сервис на пляжах и должен быть создан в регионах, отмечает эксперт. Например, на Каспийском море, где собираются развивать курорт, инфраструктура пока оставляет желать лучшего, и первый вопрос касается пляжей, указывает она.
Растет поток автотуристов. Потому нужно создавать условия для отдыха - кемпинги и мотели. Самые популярные у автотуристов маршруты - Золотое кольцо, Архангельская область, Чуйский тракт в Алтайском крае, маршрут Москва - Нижний Новгород - Казань, отмечает президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев. Наличие такой инфраструктуры будет стимулировать путешествия на короткие расстояния, что даст возможность развиваться экономике любого региона.
К созданию туристической среды относятся информационные поводы для поездки, то есть организация интересных событий, мероприятий.