Потом проводятся опросы - их множество - и, например, выясняется, что в городах-миллионниках перепроверять диагноз или назначенные лекарства за последние три-пять лет приходилось большему количеству респондентов (48%), чем россиянам из городов численностью 500-950 тыс. жителей (39%). Почему?
Однозначного ответа у меня лично нет. Могу предположить, что в небольших городах медики более внимательны к своим пациентам, по-человечески ближе к их бедам.
Естественно, в городах-миллионниках возможности службы здоровья куда солиднее - и по кадрам, и по оснащению. А по милосердию? Оно побоку? Из мира эмоций? Оно не ко двору в медицинских услугах. Но уместно в медицинской помощи. Закономерно, судя по опросам, доверие врачам выше у жителей России старше 60 лет - 73%. Они еще помнят медицинскую помощь. А вот те, кому от 25 до 44 лет (50%), часто обращаются за консультациями.
Захлестывают эмоции? Медицина без них реальна? Сейчас законодательно отменены образовательные услуги. А медицинские? О разнице между "медуслугой" и "медпомощью", о деонтологии, то есть этике в медицине, говорим с главным врачом московской больницы N 15 им. Филатова Валерием Вечорко.
...Личный телефон Вечорко долго не отвечал. Перезвонила бдительная секретарь: "Валерий Иванович сейчас в палате терапии разговаривает с пациентом". - "Что-то случилось?" - "Да нет! Обычный разговор". Вот и у нас обычный разговор о том, что дискуссия вокруг понятий "медицинская помощь" и "медицинские услуги" идет давно, а претензии к службе здоровья имеют место быть.
Валерий Вечорко: Если не вдаваться в этимологические дебри словообразования, то, мне кажется, этот спор не стоит внимания, если четко разграничить понятия: "медицинская помощь" - это бесплатно, по ОМС. А "услуги" - это за деньги. Тогда и дискутировать нет смысла. С точки зрения существующего законодательства медицинская услуга представляет собой экономико-правовую категорию, а медицинская помощь - профессионально-нравственную, что отражено в Конституции РФ. Там сказано: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений". В Конституции нет и не может быть никаких гарантированных медицинских услуг. Но это понятие обозначено уже в Гражданском кодексе РФ, где определяющим критерием услуги, в том числе и медицинской, является ее возмездность.
Возможно, термин "медуслуги" всплыл, когда уважаемые экономисты считали затраты государства на здравоохранение. Не секрет, что в любой стране мира медицина - это дорого. Это очень дорого, потому что это и новые технологии, и обучение врачей и персонала, и новое оборудование, и современные лекарства, и разработки в этой сфере... Колоссальные деньги! Вот и решили ввести такой термин, который включает в себя не научные и гуманистические понятия, а сугубо правовые и, безусловно, экономические, такие оценочные величины, как своевременность, доступность, качество и эффективность медицинской помощи.
Все очень даже складно получается.
Валерий Вечорко: Если бы не одно "но": если начисто забыть про медицинскую этику. При ней "медицинские услуги" неуместны, речь же идет о здоровье и жизни не одного пациента, а всего общества. Некрасиво звучит, несет двойной смысл. Ну не может врач быть поставщиком/продавцом услуг, а больной - покупателем своего здоровья. На практике термины "медицинская помощь" и "медицинская услуга" отождествляют. В итоге мы видим принижение социальной роли врача, сводящейся исключительно к оказанию услуг. Это меняет отношение в обществе к представителям нашей профессии, создает основу для так называемого пациентского экстремизма. Поэтому волнует эта дискуссия прежде всего врачей, которые шли в медицину для гуманистического служения людям. И никогда для прислуживания.
Сравните: "доктор спас пожилого пациента" и "доктор оказал услугу ветерану войны". Что дальше? Услугу по спасению? Режет слух? И мне режет. Уверяю, ни один из наших, и не только наших, сотрудников не выбирал медицину частью своей жизни для оказания услуг. Именно врачи первыми оказываются на передовой во время пандемий, эпидемий, катастроф и разных чрезвычайных ситуаций. Они что, оказывают услуги пострадавшим? Нет! Они спасают, оказывая помощь, часто жертвуя собственной жизнью! Нам важно излечить, а не выполнить "заказ", "не обслужить" больного с инсультом, инфарктом, переломом или ковидом, находящегося на операционном столе или в реанимации между жизнью и смертью.
От термина "услуги" фактически отказались в сфере образования.
Валерий Вечорко: Мы разделяем и поддерживаем это решение. Надеемся, что очередь дойдет и до медицины. "Медицинские услуги" пусть остаются как термин для нормативных и экономических документов. А в обществе звучит единственное понятное и приемлемое обозначение для медработников и пациентов - медицинская помощь.
И в медицине без этики невозможно.
Валерий Вечорко: Общеизвестно: Primum non nocere (лат.) - прежде всего не навреди. Это один из важнейших этических принципов врачевания. Не навреди словом, а не только действием. Пациенты же разные. У каждого своя болезнь, свои страхи и свое отношение к своему выздоровлению. Заболев, человек меняется эмоционально, меняются его характер, поведение. Поэтому так важно слово врача, правильный диалог с пациентом. Это не только культура общения. Это, безусловно, такт, внимание, поддержка, умение успокоить.
Поэтому вы ходите в палаты к пациентам?
Валерий Вечорко: А почему должно удивлять? Еще Авиценна писал: "У врача есть три средства в борьбе с болезнью - слово, растение, нож". Обратите внимание "слово", по мнению врачевателя древности, на первом месте и так же важно для выздоровления пациента, как и скальпель хирурга. Значимость слова врача преподают еще в вузе. Есть целая дисциплина - деонтология (греч. deon - должное, logos - слово, наука), которая постулирует правила поведения врача с пациентом. И очень важно, чтобы студент, сдав экзамен, не растерял это важное знание. Не секрет, что больной, страдающий человек невероятно раним. Поэтому еще одним оружием врача считал и считаю терпение.