24.08.2022 12:45
Санкт-Петербург

Новаторская математическая школа в Петербурге оказалась на грани закрытия

Текст:  Марина Ледяева (Санкт-Петербург)
Российская газета - Санкт-Петербург: №187 (8835)
В Петербурге решается судьба Лаборатории непрерывного математического образования (ЛНМО) - центра по подготовке будущих инженеров и ученых со школьной скамьи. Этим летом пять школ Адмиралтейского района города, с которыми много лет сотрудничает ЛНМО, одновременно решили разорвать отношения. Три из них расторгли договоры аренды, остальные отказались их продлевать. В результате может быть сломана эффективная модель интеграции общего и дополнительного образования, утверждают сотрудники центра и родители его учеников.
Читать на сайте RG.RU

На странице лаборатории в соцсети - грустные новости: пока в других школах накануне 1 сентября собирают мебель, расставляют по полкам книги и подключают оборудование, на бывшей площадке ЛНМО, наоборот, убирают учебники, разбирают шкафы и отключают технику.

Дело в том, что лаборатория не имеет своего здания или отдельных помещений, да они ей и не требуются. Дети занимаются наукой, так сказать, без отрыва от основной учебной программы, в той же общеобразовательной школе, где они учатся. С 2011 года было открыто по пять математических, инженерных, биологических и академических классов, а также четыре гуманитарных. К примеру, стандартную программу по математике дополняли курсы электроники и 3D-программирования. Результаты впечатляют: из 80 российских лауреатов конкурса имени В. А. Рохлина для молодых математиков 16 прошли через ЛНМО.

- Этот проект мог бы стать всероссийским, но он оказался не нужен городу. Почему - непонятно. Со школами у нас не было никаких конфликтов, наше сотрудничество приносило им много благ, - отмечает заместитель директора ЛНМО Мария Чистякова. - Все достижения ребят в рамках научно-образовательных площадок шли в зачет школам. Благодаря такой интеграции они получали гранты. Можно сказать, ЛНМО принесла в систему образования Адмиралтейского района десятки миллионов рублей. И мы всегда считали, что выполняем государственную миссию - готовим будущие кадры по нужным стране направлениям.

При этом для родителей стоимость дополнительных занятий оставалась бюджетной, поскольку ЛНМО не была обычной частной школой со своей площадкой. Когда у лаборатории возникли сложности, многие ученики и их родители встали на ее защиту. "Я уже три года учусь в ЛНМО и не могу перестать заниматься математикой", - говорит один из школьников в видеообращении, появившемся в соцсетях. "Это мой путь к мечте!" - отмечает другая ученица. И таких высказываний - десятки.

Почему вузы не смогли закрыть бюджетные места

Вице-губернатор Петербурга Ирина Потехина на своей странице в соцсети "ВКонтакте" объяснила проблемы новаторского центра так: "Учредители школ - районная администрация и комитет по образованию - выявили нарушения в исполнении договоров и предложили лаборатории их устранить. Но вместо приведения ситуации в соответствие с законодательством во всевозможные инстанции полетели жалобы об "уничтожении уникальной образовательной модели"".

Одна из претензий к смешанному формату обучения - его непрозрачность. К примеру, проверять госшколу и центр допобразования можно только по отдельности. Но в федеральном законодательстве для таких случаев появился новый формат сотрудничества - договор о сетевом взаимодействии. Он позволяет контролировать всю модель в комплексе.

Однако городской комитет по образованию сообщил лаборатории, что она не может использовать этот вариант. Как следует из его письма, реализация интегрированных образовательных программ осуществляется только в области искусств, физкультуры и спорта. В ЛНМО с этим не согласились и обратились за разъяснениями в Министерство просвещения РФ.

Комитет по образованию предложил центру арендовать по вечерам помещения в одной из школ, чтобы ученики ЛНМО после основных уроков ходили туда на дополнительные занятия. Это привычная схема "после школы - кружки", работавшая еще в советское время. Но многие родители специально отдавали детей в те школы, которые плотно сотрудничают с лабораторией. На новую, а по сути - старую систему пока согласились перейти всего 15 человек.

На днях ЛНМО созвала родительское собрание, на него пригласили и чиновников, от которых зависит будущее центра. Но высокие гости не пришли, а родители призвали город все-таки дать детям возможность учиться по выбранному ими образовательному маршруту. Получат ли они ее - зависит от способности всех сторон договариваться.

Справка "РГ"

Проект по подготовке будущих ученых в Петербурге появился в 1992 году. С 1 сентября по программам ЛНМО планировали начать или продолжить обучение порядка 600 учеников 5-11-х классов.

Санкт-Петербург