24.08.2022 15:40
Происшествия

Как охрана Минтранса РФ на Урале совершенствует защиту инфраструктуры

Текст:  Татьяна Казанцева Елизавета Силаева
Российская газета - Экономика УРФО: №189 (8837)
Уральский филиал ведомственной охраны Минтранса РФ - один из девяти в стране. Под защитой его сотрудников находятся свыше 90 крупных объектов транспортной инфраструктуры: мосты, аэропорты, автовокзалы, объекты аэронавигации, речпорты, административные здания на территории УрФО, Республик Коми и Саха (Якутия). Причем работают уральцы так, что четыре года подряд филиал входит в тройку лучших подразделений этой охранной структуры страны. Чем же вызван недавний визит на Урал генерального директора ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ" Алексея Ковыршина, корреспонденты "РГ" узнали у самого руководителя ведомства.
Алексей Ковыршин: Важно обеспечить стрелков соцпакетом, который гарантирует дополнительную защищенность людей, чья работа связана с риском для жизни. / Елена Елисеева/РГ
Читать на сайте RG.RU

Алексей Иванович, напомните, пожалуйста, нашим читателям о месте вашей организации среди охранных структур страны. Ведь у вас давняя история?

Алексей Ковыршин: Приказ о создании ведомственной охраны министр транспорта РФ подписал в октябре 2002 года. 15 октября - в день получения свидетельства о регистрации - будем отмечать юбилей. За два десятка лет структура, которая изначально насчитывала всего 10 сотрудников, выросла до предприятия штатной численностью 17 тысяч человек. А наши филиалы располагаются от Калининграда до Владивостока и от Черноморского побережья до Сабетты. Под нашей охраной 1345 объектов - вся транспортная инфраструктура, за исключением железнодорожной (там свое ведомственное подразделение). Это искусственные сооружения, дорожная сеть, аэропорты, объекты организации воздушного движения, морские и речные порты.

Не боитесь конкуренции со стороны частных структур?

Алексей Ковыршин: Конкуренция только помогает совершенствоваться. Сегодня в стране сформированный рынок подразделений транспортной безопасности. Конкуренты выходят на торги, и нам приходится доказывать готовность работать в тех или иных точках. Но есть ключевые объекты, определенные Стратегией развития транспорта до 2030 года, которые мы обязаны охранять, их нельзя доверить частнику. Тем не менее у нас бизнес-подход к оказанию услуг заказчику. Мы можем выполнять весь их комплекс. Зачастую наша работа начинается еще до ввода в эксплуатацию нового объекта, по договорам мы проводим оценку уязвимости, оказываем консультационные услуги по разработке плана обеспечения транспортной безопасности. Затем идет стадия проектирования и само оснащение объекта техническими средствами охраны, а потом и дальнейшее их содержание, непосредственная охрана и защита объекта силами наших стрелков. При таком подходе часть ответственности заказчика мы берем на себя.

Минтранс выступил против повышения нормы провоза животных в салоне самолета

И все-таки в чем отличие вашей службы от других структур, работающих в этой сфере?

Алексей Ковыршин: Главное - помимо обеспечения безопасности на транспорте мы выполняем еще и функции ведомственной охраны. То есть мы зачастую по цене одной услуги предоставляем полный спектр: и защиту от актов незаконного вмешательства, и охрану объекта. Сейчас наш регулятор, Минтранс РФ, совместно с органами законодательной власти ведет работу по гармонизации законодательства в данной сфере. Это позволит более четко разграничить понятия, а заказчикам - лучше понимать, как взаимодействовать в области транспортной безопасности. Но важное уточнение: рыночный сектор должен включать лишь те объекты, где частная охрана возможна. А на критически важных для функционирования транспортной инфраструктуры должно работать предприятие, деятельность которого регулируется государством. Наш основной закон 77-ФЗ от 14 апреля 1993 года "О ведомственной охране". Сейчас на его основе утверждается новый перечень объектов, охраняемых подразделениями ФГУП "УВО Минтранса России". Также в Госдуме проходит второе чтение проект изменений в 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Эти акты закрепляют тот факт, что перечень охраняемых объектов, где мы должны выполнять свои задачи, будет являться одновременно и перечнем защищаемых объектов. Тогда двоякость подходов будет устранена.

Какова цель вашего визита на Урал?

Алексей Ковыршин: Мы обсудили с коллегами планы дальнейшего развития предприятия, встретились с заказчиками-партнерами. Кроме того, юбилей - повод поощрить лучших сотрудников, это приятная миссия. Тем более что филиал на протяжении четырех лет - в тройке лидеров. Программа деятельности предприятий утверждается министром транспорта РФ, и лучшие филиалы зачастую не только выполняют, но и перевыполняют плановые показатели.

Речь идет о финансовых результатах?

Алексей Ковыршин: Не только. На первом месте стоит качество услуг, ведь, когда речь о безопасности, важно понимать: не все измеряется деньгами. Однако этот фактор тоже немаловажен: если есть возможность платить хорошую зарплату, значит, можно набрать людей высокой квалификации, как следует экипировать их, предоставить новейшую технику и организовать современный контроль. Также важно обеспечить стрелков соцпакетом, который гарантирует дополнительную защищенность людей, чья работа связана с риском для жизни. Кстати, у нас существует ДМС, мощная профсоюзная и ветеранская организации.

В таких условиях большое значение имеет подготовка сотрудников. Как у вас с кадрами?

Алексей Ковыршин: Из года в год средняя заработная плата растет. Я очень внимательно отношусь к ежеквартальным докладам об уровне зарплат руководителей, служащих, производственного персонала. И зачастую в процентном соотношении у стрелков она повышается более ощутимо, чем у руководителей. Это справедливо, ведь основную работу, ежедневную и рутинную, выполняют именно они. У нас есть учебный центр, где непрерывно идет обучение, причем не только своих сотрудников - оказываем такие услуги и другим компаниям. И даже разрабатываем собственные учебные программы на основе лицензии Минобрнауки РФ. Кстати, наше предприятие аккредитовано и как аттестующая организация.

Когда не было видеокамер, приходилось патрулировать объекты, причем в любую погоду. Развитие технических средств сильно облегчило работу

Сотрудникам ведомственной охраны часто приходится спасать чью-то жизнь, совершать неординарные поступки?

Алексей Ковыршин: Бывает, они предотвращают суициды на искусственных сооружениях, например на мостах. Но жизнь подкидывает и другие поводы проявить себя. Например, в аэропорту Советском в Югре произошло короткое замыкание, загорелся склад. Начальник караула Вера Иванова немедленно сообщила о происшествии и самостоятельно локализовала пожар. В другом случае на мосту загорелся бензовоз - у него лопнуло колесо, а водитель не сразу заметил. Стрелок остановил машину и, пока на место ЧП спешили пожарные, он с водителем тушил огонь. В Ханты-Мансийске стрелок увидел с моста тонущего человека, не раздумывая бросился в воду. МЧС наградило его медалью "За спасение утопающих". И таких случаев немало.

Наверное, тяжело все дежурство ходить по мосту...

Алексей Ковыршин: Когда не было видеокамер, приходилось периодически патрулировать объекты, причем в любую погоду. Развитие технических средств, конечно, сильно облегчило работу: теперь сотрудник находится в относительно комфортных условиях - в помещении с отоплением, зоной отдыха, где есть холодильник, электрочайник, микроволновка, что позволяет передохнуть и перекусить.

В этом году на "Иннопроме" был представлен робот-охранник. Может, уже в недалеком будущем ваших стрелков заменит техника?

Кто отвечает в России за безопасность аттракционов

Алексей Ковыршин: Действительно, сейчас есть масса интересных разработок, интеллектуальные самообучающиеся системы - техника для охраны постоянно совершенствуется. К слову, мы оснастили современным оборудованием Крымский мост - и автодорожную, и железнодорожную составляющую, построили стационарные досмотровые комплексы для поездов и автотранспорта. Сложнейшие системы, причем отечественного производства, позволяют держать под контролем транспортный переход протяженностью 19,3 километра круглосуточно. Операторы стационарных комплексов получили серьезный опыт работы на этой технике и убедились, что она весьма эффективна.

Возможно, вашему предприятию есть смысл сотрудничать с ГИБДД, чтобы не только обеспечивать безопасность транспортных объектов, но и фиксировать нарушения ПДД?

Алексей Ковыршин: Как раз сейчас с министром транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Василием Старковым обсуждаем перспективы предоставления комплексной услуги обеспечения транспортной безопасности и безопасности дорожного движения - это возможно на федеральных и региональных трассах, но потребует внесения изменений в ряд законодательных актов. Такой подход позволит сэкономить средства и направить их, например, на повышение зарплаты. Мы и сейчас сотрудничаем с ГИБДД, но пока в формате "добрых отношений". Скажем, по запросу предоставляем инспекторам записи с камер, если они зафиксировали ДТП. Или, например, когда за Тобольском частично провалился мост, наши сотрудники сделали фото и отправили в ГИБДД, обозначили опасное место.

Ваша работа изменилась в период пандемии?

Алексей Ковыршин: Ограничения, связанные с коронавирусом, сильно ударили по компаниям транспорта. Упали перевозки, в том числе авиационные. Как коммерческое предприятие мы, конечно, считаем свои деньги, внимательно изучаем условия договоров. Но, когда позволяют финансовые условия, всегда идем навстречу партнерам, предоставляя отсрочку платежа, чтобы те же аэропорты могли вырулить из сложной ситуации. В целом даже в пандемию мы отработали неплохо, а некоторые наши филиалы показали рост.

Нельзя не спросить о переменах, которые произошли после 24 февраля.

Алексей Ковыршин: Все понимают: когда идет СВО, противник может использовать любые средства и методы, чтобы навредить своему оппоненту. Поэтому на объектах транспортной инфраструктуры в приграничной зоне решением министра введен 2-й уровень безопасности. Мы работаем в усиленном режиме и проводим мероприятия, предусмотренные нормативными документами. Где-то увеличивается количество постов, чаще проводятся досмотры транспорта. Где-то сокращается интервал патрулирования, обхода объекта стрелками, увеличивается количество операторов на пультах управления и т. д. Все под контролем.

Как работает ведомственная охрана Минтранса на Урале
ЯНАО Челябинская область ХМАО Тюменская область Свердловская область Курганская область Охрана порядка