В начале лета почти целиком обновилась команда отборщиков. Ушедшего в прошлом году Кирилла Разлогова на посту главы отборочной комиссии сменил продюсер и телеведущий Иван Кудрявцев, с ним пришли новые люди. И хотя, по некоторым сведениям, прежняя команда успела собрать до 90 процентов программы, мировые события диктовали серьезный ее пересмотр. Поэтому традиционных, уже наработавших репутацию авторских программ типа "Эйфории" или "Восемь с половиной фильмов" теперь не будет. Зато появился наш аналог "Полуночного безумия" - внеконкурсные "Дикие ночи" с их кошмариками, мистикой и фэнтези, возникли "Тигры и драконы" и "Песнь индийских дорог", афиша иранских картин "Персидские мотивы", анимационная "Мультвселенная", интригующие "Блокбастеры народов мира".
44-й Московский международный кинофестивальРубрика "Очень большое кино" напомнит о коротком периоде советских лент, снятых в технологиях широкого формата на 70-мм пленке - снова можно будет увидеть в изначальном качестве фильмы Ролана Быкова ("Автомобиль, скрипка и собака Клякса"), Сергея Бондарчука ("Война и мир"), Юлии Солнцевой ("Незабываемое"), Юрия Чулюкина ("Королевская регата")… Обширны программы короткого метра ("Шот сет") и мировой документалистики ("Свободная мысль").
Объявленный девиз фестиваля - поиск и открытие. То есть открытие новых кинематографических территорий и поиск еще не известных талантов. Сложная международная обстановка обусловила акцент на страны Ближнего Востока и Латинской Америки. Однако в параллельных программах участвуют некоторые страны Запада, включая Австралию, Израиль, Испанию, США, Францию, Швейцарию… За неделю фестиваль обещает показать более 230 картин.
Так как команду сменили, когда времени оставалось чуть больше двух месяцев, новым отборщикам предстояло сделать невозможное, и если они сумели в столь сжатые сроки собрать качественную программу - это беспрецедентный подвиг.
Полностью обновлен интернет-сайт фестиваля, но и он хранит следы спешки: только за два дня до начала появилось расписание показов и заработала секция продажи билетов - планировать свое время заранее зрители не могли.
При всем изобилии кинематографической экзотики лучше всего на фестивале представлен отечественный кинематограф. В главном конкурсе из тринадцати картин три - наши. Пройдут новинки от Виталия Суслина ("Верблюжья дуга", еще одна роль Александра Карнаушкина, впервые блеснувшего на экране в фильме Суслина "Седьмой пробег по контуру Земного шара) и Ларисы Садиловой ("Огород" о том, бывает ли любовь, если уже за семьдесят). Быстро растущее кино Якутии представлено "Юностью" Дмитрия Давыдова (вернувшись в родную деревню из большого города, герой понимает, что после многих лет разлуки он там никому не нужен).
Кроме российских, в конкурсе картины из Ирана ("Без предварительной договоренности" Бехруза Шоайби), Румынии ("Глас вопиющего в пустыне" Киприана Мега), Франции ("Плотники вавилонские" Поля-Антони Миля), Уругвая ("Посетитель" Мартина Булока), Бангладеш ("Инстинкт" Джубораджа Шамима), Китая ("Путешествие Масторны" Чань Мин Чжи Ляо), Шри-Ланки ("Мария. Ангел океана" Аруны Джаяварданы), Перу ("Ульи" Луиса Басурито), Сербии ("Усекновение" Синиши Цветича), Словении ("Надежда" Умита Керекена). Жюри главного конкурса работает под председательством актера и художественного руководителя Театра наций Евгения Миронова.
Весьма внушителен парад отечественных картин в параллельном конкурсе "Русские премьеры", жюри которого возглавит Сергей Урсуляк. Обратим особое внимание на новинки от Валерия Фокина ("Петрополис" с Антоном Шагиным и Юлией Снигирь), Семена Серзина ("Похожий человек" с Викторией Исаковой и Максимом Виторганом), представителя третьего поколения знаменитой режиссерской династии молодого Петра Тодоровского ("Здоровый человек" с Никитой Ефремовым, Ириной Старшенбаум и Евгением Ткачуком), Константина Статского ("Жанна" с Ксенией Раппопорт по пьесе Ярославы Пулинович). В программе специальных показов - "Французский мастер" Юсупа Разыкова с Алексеем Гуськовым и Анной Чиповской - рассказ о неизлечимых детских травмах, о природе красоты и безнадежных поисках вечно ускользающего идеала.
Жюри присудят традиционные призы ММКФ - Золотого святого Георгия за лучший фильм и Серебряных святых Георгиев в семи номинациях, включая лучшую режиссуру, актерские работы и т. д. Свои призы вручат жюри российских кинокритиков, Федерация киноклубов России и публика, по традиции решающая судьбу Приза зрительских симпатий.
Как всегда, будет вручен и Специальный приз за покорение вершин актерского мастерства "Константин Станиславский. Верю", обладателями которого в разные годы становились такие мастера, как Мерил Стрип, Джек Николсон, Жанна Моро, Изабель Юппер, Микеле Плачидо, Даниэль Ольбрыхский, Олег Янковский, Светлана Крючкова, Ксения Раппопорт...
Фестиваль откроется долгожданной языческой легендой Антона Мегердичева "Сердце пармы" по роману Алексея Иванова. На церемонии закрытия 2 сентября пройдет любовный детектив "Решение уйти" Пак Чхан-Ука, завоевавший в Каннах Приз за режиссуру, - своеобразный детектив о любви и смерти.
Обе церемонии состоятся, как всегда, в бывшем кинотеатре "Россия" (ныне Театр мюзикла) на Пушкинской площади, все остальные просмотры - в кинотеатрах "Октябрь", "Художественный", "Иллюзион", в Центре документального кино и Доме кино, в кинозале Третьяковской галереи.
Официальный партнер фестиваля - по-прежнему ювелирная компaния Mercury.
Первый Московский кинофестиваль прошел в 1935 году в кинотеатре "Ударник". В жюри, возглавляемое руководителем кинематографии Антоном Шумяцким, входили Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Александр Довженко. Среди лауреатов - "Чапаев" братьев Васильевых, "Юность Максима" Григория Козинцева и Леонида Трауберга, "Последний миллиардер" Рене Клера, комедия "Петер" Германа Костерлица, "Три поросенка" Уолта Диснея.
Но отсчет своих выпусков ММКФ ведет с 1959 года. На втором Первом фестивале председателем жюри был Сергей Герасимов, Главным призом награждена "Судьба человека" Сергея Бондарчука, три Золотых приза были поделены между странами капиталистического и социалистического лагеря, а также страной Третьего мира. Этот непреложный принцип сохранялся еще несколько десятилетий. До 1999 года московский кинофорум выходил раз в два года, чередуясь с фестивалем-побратимом в Карловых Варах