Вслед за бюджетной Lada Granta и внедорожником Niva Legend на конвейер АвтоВАЗа недавно вернулась и Lada Niva Travel, которая начинается появляться в дилерских центрах. Эта модель выпускается в упрощенной комплектации без подушек безопасности и ABS, в результате чего ее стоимость несколько снизилась, составив от 996,5 тыс. рублей. Однако с учетом того, что основные конкуренты Niva Travel сейчас в большом дефиците, реальная цена этого внедорожника наверняка будет не ниже 1,5 миллионов с учетом "допов" и дилерских "накруток".
Показательно, что несмотря на то, что в автосалонах сегодня можно найти Niva Travel только из старых партий, в июле эта модель продавалась лучше, чем Niva Legend. Согласно данным агентства "Автостат" и АО "Электронный паспорт", за семь месяцев 2022 года в России было куплено 9018 внедорожников Lada Niva Travel (-44%). Это третий результат в сегменте SUV после Hyundai Creta, чье производство на сегодняшний день в России приостановлено из-за нехватки комплектующих, и Renault Duster, который скоро и вовсе исчезнет из продажи после ухода французской марки из нашей страны. Таким образом, с возобновлением производства Niva Travel имеет шансы стать новым лидером в своем классе, хотя за это звание ей, видимо, придется побороться с китайскими Geely Coolray и Haval Jolion, а также с более дешевой Niva Legend.
Как отмечает руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Денис Решетников, Lada Niva Travel даже в упрощенной версии имеет ряд преимуществ перед Niva Legend. Прежде всего, это более современный дизайн, лучшая коррозионная устойчивость, удобное кресло водителя, более просторные салон и багажник, а также более богатое опциональное оснащение.
"Вероятно, АвтоВАЗ будет стараться больше выпускать и продавать Niva Travel, так как это более маржинальная модель по сравнению с Niva Legend. А вот Hyundai Creta и другие кроссоверы Niva Travel не заменит: она теснее, у нее слабый мотор, в принципе нет автоматической коробки передач и уровень комфорта многократно ниже.
Потенциальные покупатели кроссоверов не будут смотреть в сторону этого внедорожника до тех пор, пока на рынке есть "Дастеры" и "Креты" по сколько-нибудь вменяемым ценам. Сможет ли Niva Travel стать лидером в своем сегменте в дальнейшем - это больше зависит от конкурентного окружения. Никто сейчас не сможет сказать, какие модели-конкуренты появятся/останутся на рынке через месяц-два и сколько они будут стоить. Но, к сожалению, тенденция к вымыванию дешевых зарубежных кроссоверов есть - везти частным образом недорогие машины из Казахстана и Белоруссии на продажу в Россию не очень выгодно", - комментирует обозреватель "Дрома" Сергей Цыганов.
Вместе с тем на автомобили Lada постепенно возвращаются опции, которые еще недавно были недоступны из-за отсутствия соответствующих комплектующих.
В оснащении Lada Granta, например, вновь появились подушки безопасности и кондиционер, а модуль "ЭРА-ГЛОНАСС" с механической системой активации стал доступен и на внедорожниках Niva. В 2023 году АвтоВАЗ планирует также вернуть на свои модели антиблокировочную систему тормозов и систему боковой устойчивости автомобиля.
"Упрощенные версии не стоит покупать неопытным водителям, поскольку отсутствие ABS может негативно отразиться на управляемости машины, а также автомобилистам, которые проживают в регионах с неустойчивым климатом. В целом же, доступная цена обеспечивает востребованность упрощенных моделей АвтоВАЗа", - говорит Денис Решетников.
В свою очередь, в пресс-службе "ТрансТехСервис" советуют не откладывать покупку автомобиля Lada в ожидании полноценных комплектаций, а воспользоваться госпрограммой льготного автокредитования сейчас, получив по ней скидку в 20%, и приобрести, например, новую "Гранту" по цене автомобиля с пробегом.
Несмотря на то, что "Лады" в упрощенных комплектациях обходятся дороже при страховании ОСАГО, не имеют права выезда за рубеж и в целом обладают низким уровнем безопасности и комфорта, недостатка спроса на них не наблюдается. Более того, в этих условиях дилеры продолжают "накручивать" цены, которые, казалось бы, и так уже превысили все мыслимые и немыслимые пределы. К примеру, известны случаи, когда ценник на "Гранту" доходил до миллиона, а обновленная Lada Vesta из ограниченной партии, которая поступила в продажу, предлагалась аж за 3 млн рублей.
По мнению Дениса Решетникова, тенденция завышения цен, скорее всего, продлится до конца года, так как на данный момент у покупателей практически нет выбора. К сожалению, сам АвтоВАЗ не может повлиять на розничные цены, он может только рекомендовать ориентировочную стоимость.
Между тем, АвтоВАЗ в ближайшее время намерен устранить дефицит автомобилей у своих дилеров, что отчасти может умерить их "аппетиты".
Так, недавно завод вернулся к полной рабочей неделе, а с конца августа планирует перейти на "шестидневку". В результате во второй половине 2022 года объемы производства на АвтоВАЗе могут достичь почти 140 тыс. машин, что в два раза больше по сравнению с первым полугодием. А в будущем году на предприятии планируют выпустить уже 400-500 тыс. автомобилей, в зависимости от потребностей рынка.
"Потенциал марки Lada обусловлен не столько спросом, сколько возможностями завода его удовлетворить. Думаю, в ближайшие годы будет востребовано всё, что АвтоВАЗ сможет произвести. И это отчасти дестимулирует завод к внедрению АКП или новых моделей", - рассуждает Сергей Цыганов.
Что касается модельного ряда АвтоВАЗа, то следующим должен вернуться в строй универсал Lada Largus, а в начале весны 2023-го будет возобновлен выпуск обновленной "Весты", причем ее производство будет перенесено с предприятия "Лада-Ижевск" на основную площадку АвтоВАЗа в Тольятти. Флагманская модель вместе с "Ларгусом" будет выпускаться на линии В0, которая позволяет выпускать почти вдвое больше автомобилей, чем конвейер в Ижевске. Между тем, остается под вопросом производство хэтчбека Lada Xray, который создан на базе Renault Sandero Stepway, а также кроссовера Duster под маркой Lada - решение об их дальнейшей судьбе планируется принять в следующем году.
Как считает Сергей Цыганов, перенос Lada Vesta из Ижевска в Тольятти - давно назревшее решение, неизбежное с точки зрения бизнеса. Необходимые для этого затраты в 1 млрд рублей даже в среднесрочной перспективе (не говоря уже о долгосрочной) "отобьются" большей маржинальностью "Весты" (по сравнению с "Грантой" и "Нивами").
К тому же перенос Lada Vesta на АвтоВАЗ позволит увеличить загрузку завода и устранить логистический абсурд, при котором значительную часть компонентов в Ижевск везли из Тольятти и Димитровграда, что положительно скажется на себестоимости продукции, а в конечном счете, и на цене автомобилей для потребителей. Поэтому Lada Vesta вполне сможет стать лидером рынка в своем классе, в том числе благодаря высокому спросу со стороны такси в крупных городах.
Новая Lada Vesta