Сохранились в основном детские рисунки и то потому, что часто являлись подарками родителям. Например, в экспозицию вошла серия портретов нижних чинов российской армии, выполненная детьми императора Николая I в подарок отцу. "Папы складывали рисунки в папки, мамы вешали на стенку. Их удалось спасти музейщикам в бурные революционные годы. Иногда приходилось вытаскивать из рамок, где значилось "государь император", - рассказывает куратор выставки Марина Сидорова. Она в футболке с принтом анютиных глазок на груди. Это не просто так: цветы с рисунков Марии Федоровны - супруги императора Александра III.
- А кто, с вашей точки зрения, был самым талантливым художником из будущих царей?
- Сложно сказать, - деликатно уходит от ответа Марина Сидорова. - Есть же по-настоящему известная, общепризнанная художница - великая княгиня Ольга Александровна. Но очень творческим "товарищем" был и Николай I. У него огромное количество рисунков. Меня даже винят, что я больше других люблю этого императора, но мы не знали его как рисовальщика, а он стоит большого внимания в этой своей ипостаси.
В Третьяковской галерее есть картина, где Николай I учит рисовать знаменитого художника. Царь чувствовал себя с карандашом в руках очень уверенно, хотя лучше всего у него получались шаржи. Даже на себя. Профилем с длинным носом он часто подписывал свои послания детям. На одной из витрин можно в деталях рассмотреть гренадера из альбома "Рисунки к проекту реформы обмундирования и снаряжения гвардии". Другая серия то ли карикатур, то ли шаржей посвящена женщинам в кавалергардской форме.
Все эти рисунки - на небольших клочках бумаги, иногда без подписи - привычка пришла из школьных лет, когда будущий император прямо на уроках развлекался изображением окружающих. Николай мечтал научиться рисовать лошадей, брал уроки, но не очень удачно. На выставке можно увидеть целую серию 1816 года "Лошади и всадники", где у скакунов почти человеческое выражение морд.
"Костик", так в семье звали великого князя Константина Николаевича, будущего адмирала российского флота. Его фантазийные рисунки "Военный" и "Турок" (автору 14 лет) впервые в царской семье выполнены красками. "Акварель не приветствовалась, - объясняет куратор выставки. - Предполагалось, что великие князья должны уметь в полевой обстановке сделать зарисовки местности, выполнить сложный чертеж. Эти навыки были необходимы им в будущей военной службе. Где уж тут возиться с водой и красками".
По мнению архивистов, рисунки детей императорской семьи имеют высокую историческую ценность. Это касается и великих княжон, которые, зарисовывая интерьеры своих детских комнат, доносят быт, который скрывался за парадным фасадом императорских дворцов той эпохи. Например, альбом великой княжны Марии Николаевны 1837 года представляет еще допожарные жилые интерьеры Зимнего дворца, разрушенные дворцовые постройки Петергофа, а собственноручные зарисовки классных комнат великих князей Николая и Михаила Николаевичей передают типовое убранство детских дворцовых покоев.
Выставка в Росархиве дает представление и о художественном образовании царских детей. "Как и во всех аристократических семьях, художественному воспитанию детей в семье Романовых придавалось большое значение. Обучение рисованию начиналось рано. Мамы или няни учили рисовать кружочки, квадратики, человечков, - рассказывает Марина Сидорова. - В самом нежном возрасте дети раскрашивали цветными карандашами или пастелью нарисованные для них наставниками картинки и специальные "раскраски", обучаясь тем самым понимать цветовую гамму. С семи лет рисование уже входило в обязательный курс обучения, проходивший под руководством известных художников".
Уроки рисования в императорской семье проходили два раза по два часа в неделю. Первоначально дети копировали рисунки своих учителей, специально приготовленные для этой цели. По словам куратора выставки, императорская семья приглашала учить детей рисованию достаточно известных художников. В конце XVIII - начале XIX века - в основном художников-академистов, а с середины XIX - баталистов и жанристов.
Выставка "Романовы. Уроки рисования"