Генетический паспорт - это набор характеристик, который дает полное представление о лесном массиве. Как поясняют специалисты, по сути он мало чем отличается от генетического паспорта человека. По ДНК тоже можно идентифицировать конкретное дерево, но для науки и лесного хозяйства более интересны характеристики целой популяции.
- Нам вовсе не нужно генотипировать каждое дерево во всех лесах. Достаточно собрать по 30-50 образцов в определенных точках и по ним формировать общую базу данных, - отмечает начальник отдела мониторинга состояния лесных генетических ресурсов Центра защиты леса Ленинградской области Евгения Мельчакова. - Мы работаем в западной части СЗФО - помимо Ленобласти, это Мурманская, Новгородская, Псковская области и Карелия. Собрали уже более трех тысяч образцов лесообразующих пород. Большей частью занимаемся хвойными породами, поскольку наши бореальные - северные - леса состоят в основном из ели, сосны и лиственницы.
На востоке СЗФО аналогичную работу ведет филиал Российского центра защиты леса в Архангельской области - там собрано порядка пяти тысяч образцов. За пределами программы остался только Ненецкий округ, где не растут хвойные деревья. И, как показал анализ, вечнозеленых пород уже стало не хватать и в таежных регионах Северо-Запада.
- Площадь хвойных лесов в Поморье и в других восточных регионах СЗФО сокращается, поскольку они наиболее востребованы, - подчеркнула начальник отдела Центра защиты леса Архангельской области Татьяна Бедрицкая. - Нехватку этих лесов испытывают и заготовители, и целлюлозно-бумажная промышленность. Им приходится переходить на лиственные породы. Но как раз работа по генетической паспортизации хвойных пород в перспективе поможет восстановить первоначальный потенциал. Мы сможем определить, насколько хорошо чувствуют себя такие леса, и дать прогнозы их жизнеспособности.
ДНК деревьев позволит повысить устойчивость и улучшить качество наших лесов, считают эксперты. Внедрение молекулярно-генетических методов изменит сам подход к лесовосстановлению.
- Прежде специалисты делали выводы о свойствах конкретного дерева на основе каких-то своих впечатлений. Даже при формировании лесосеменных плантаций деревья чаще всего оценивали по внешнему виду: нравится - не нравится. А если в перспективе хотели получить больше семян, выбирали ель или сосну по обилию шишек. Но у этого подхода есть большой недостаток: красота дерева еще не означает, что ему гарантирована устойчивость. Природа более сложна, чем наши представления о ней. Генетическая паспортизация даст более точную информацию, - прогнозирует Евгения Мельчакова.
Эти данные можно будет использовать при создании лесосеменных плантаций и архивов. Генетика позволит получать семена с улучшенными наследственными свойствами, подтверждать место их происхождения, оценивать фитосанитарное состояние посадочного материала. А поскольку от этого зависит качество лесов, оно в итоге будет высоким.
- Мы сможем сохранить лесные массивы, снизить процент отпада лесных культур. Конечно же, это принесет экономический результат, - делает вывод Татьяна Бедрицкая. - Программой уже заинтересовались производственники, предлагают свои образцы.
Еще одна перспективная область применения генетического паспорта - борьба с незаконными рубками. Предположим, водитель лесовоза утверждает, что везет древесину, заготовленную на делянке в Пинежском районе Поморья. Так это или нет, тоже можно установить по ДНК. Специалисты проведут генетические исследования спилов и сравнят результаты с базой данных по той местности, где предположительно срубили деревья. Если индекс сходства будет меньше стандартного значения - значит, они росли вовсе не там.
Генетическая паспортизация лесов идет во всех регионах страны, но для Северо-Запада она особенно важна, поскольку округ богат на зеленые ресурсы и его экономика во многом зависит от ЛПК. Однако процесс будет долгим - как в масштабах России, где находится 75 процентов всех бореальных лесов мира, так и в СЗФО с его разнообразием лесных сообществ. Полностью завершить эту работу предполагается к 2030 году.
Когда она только начиналась, регионам не хватало специалистов в области лесной генетики - их попросту не готовили. Но затем перспективной темой стали интересоваться студенты профильных вузов и молодые специалисты. Так что теперь обсуждается создание новой образовательной программы в этой области.
Во второй половине 2022 года в лесах регионов СЗФО ожидается стабильная ситуация, но все-таки они испытают на себе негативные последствия пожаров, ураганов и других погодных факторов - такой прогноз дала Рослесозащита.
Во всех субъектах округа незначительно ухудшится санитарное и лесопатологическое состояние насаждений. В Вологодской, Ленинградской и Мурманской областях, Карелии и Коми ожидается повышенный отпад и частичное усыхание древостоев после пожаров на общей площади около 10 тысяч гектаров. В Калининградской области на небольших участках ухудшится состояние деревьев из-за изменения уровня грунтовых вод.
Ураганные и шквалистые ветры привели к гибели и повреждению лесов в Поморье и на Вологодчине. Во второй половине года в нескольких лесничествах этих регионов прогнозируется дальнейшее ослабление и деградация насаждений на площади более 51 тысячи гектаров.