Внимание к разработке, а сейчас ведутся переговоры о ее запуске в серийное производство, объясняется тем, что аппарат может работать без навигационных систем.
Взлетная масса беспилотника составляет 58 кг, топливный бак рассчитан на 12 л, что обеспечивает работу до 24 часов и дальность полета до 1000 км. Размах крыльев составляет 5 м, масса полезной нагрузки - до 8 кг, максимальная скорость - 120-150 км/ч. Беспилотник способен функционировать в температурном режиме от минус 30 до плюс 45 градусов по Цельсию. Среди решаемых задач - видеомониторинг местности и передача сведений в реальном времени. БПЛА ведет видеосъемку в двух диапазонах, в том в инфракрасном.
- Проект реализуется в части программы дальнейшего развития РКЦ "Прогресс" и диверсификации производства. Большая часть комплектующих БПЛА - российские, в том числе и программное обеспечение. Ранее его предполагали использовать только в гражданских целях: контроль трубопроводов, мониторинг сельскохозяйственных угодий. Он может работать в чрезвычайных ситуациях, облетая пожароопасные районы, - пояснил начальник центра стратегии, маркетинга и анализа бизнес-процессов АО "РКЦ "Прогресс" Леонид Михайленко.
Беспилотник с такими характеристиками может без труда контролировать разливы рек, образование несанкционированных свалок, вести контроль добычи полезных ископаемых, оказывать помощь в сфере картографии и геодезии. А поскольку аппарат еще и защищен от радиационных излучений, он будет полезен и военным.
Разработка выделяется на российском рынке беспилотных систем благодаря совокупности принципиально новых характеристик. Одно из главных преимуществ "Фотона" - независимость от навигационных систем типа GPS и ГЛОНАСС. Полную автономность обеспечивает встроенный альтернативный навигационный блок, основанный на принципах оптической навигации. Благодаря опорным точкам, заранее выставленным на протяжении маршрута, беспилотник способен ориентироваться на местности с помощью технического "зрения" и корректировать курс без использования спутниковых сигналов. Разработчики отмечают, что автономная навигация позволит существенно увеличить радиус действия аппарата до 400 км и повысит его надежность.
Контроль блоков и узлов БПЛА на протяжении всего полета осуществляется с наземной станции управления. При потере радиосвязи "Фотон-601" автоматически возвращается на место взлета. Если на пути "домой" связь возобновляется, то беспилотник снова "прибывает" на исходный маршрут для завершения полетного задания.
Источников питания у БПЛА два - система солнечных панелей и двигатель внутреннего сгорания. В настоящий момент молодые ученые Самарского университета работают над получением максимально высокой эффективности солнечных панелей с целью обеспечивать полет исключительно за счет солнечной энергии, что позволит аппарату перейти на более высокий уровень автономности (до 32 часов).