05.09.2022 11:49
Культура

Гала-концертом в Большом зале Московской консерватории стартовал V фестиваль Ильдара Абдразакова

Текст:  Мария Бабалова
Музыкальный форум, придуманный всемирно знаменитым оперным певцом несколько лет назад, - уникальный проект на мировой музыкальной карте.
/ Евгений Евтюхов / Фонд Ильдара Абдразакова
Читать на сайте RG.RU

Путешествующий по России, он важен и профессионалам, и меломанам. Широкой публике он предлагает концерты на самом высоком звездном уровне даже в тех далеких от столиц городах, где, казалось бы, нет подобающих залов, а начинающим свой творческий путь вокалистам предоставляет не менее редкую возможность принять участие в обширной образовательной программе, получить мастер-класс от именитых коллег и, в итоге, разделить с ними и сцену, и успех. На сей раз фестиваль - это визиты в семь городов от Владивостока до Уфы и не только пример профессионального наставничества, но щедрости души, которую не так часто можно встретить на оперной звездной орбите.

На открытии фестиваля вместе с Ильдаром Абдразаковым и знаменитым баритоном Мариинского театра Владиславом Сулимским выступили воспитанники Молодежной оперной программы Большого театра сопрано Лилит Давтян, меццо-сопрано Ульяна Бирюкова, бас Алексей Кулагин, а также сопрано Ольга Привалова, которая сегодня занимается в Международной Академии музыки Елены Образцовой. Все они прежде уже брали уроки мастерства у Ильдара Абдразакова.

Кроме того, на концерт приехал Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан. В каждом элементе фестивальной программы певец находит возможность для поддержки. В данном случае он пригласил на концерт в столицу коллектив из родной Уфы. Место за дирижерским пультом занял Константин Чудовский - главный дирижер екатеринбургского театра "Урал Опера Балет".

Вечер начался с музыки Моцарта. И чтобы снизить градус формальности, какой обычно отличаются торжественные открытия, а также явно для того, чтобы уменьшить волнение молодежи, Ильдар Абдразаков исполнил арию Лепорелло из оперы "Дон Жуан" в шутейной манере с буклетом фестиваля в руках, как бы представляя маршруты нынешнего форума. При этом в целом программа концерта отличалась масштабностью и серьезностью: от барокко до бельканто, от русской музыки до сочинений Верди, и была составлена таким образом, что публика получила возможность услышать фрагменты из многих опер, что сегодня не представлены в афишах не только столичных, да и вообще российских театров.

Безусловно, соседствовать с такими мастерами, как Ильдар Абдразаков или Владислав Сулимский, для молодежи было совсем не просто. К тому же, по сути, филармонический оркестр, несмотря на дирижерские старания, не всегда демонстрировал точность и чуткость оперного аккомпанемента.

Концерты недели: "Ленинград", "Бахыт-компот", Московский джазовый оркестр, X-Drums

И все же очень хороши, например, были Лилит Давтян и Ульяна Бирюкова в "Баркароле" из "Сказок Гофмана" Оффенбаха, где им удалось достичь по-настоящему красивого слияния голосов. Отличными получились и Ромео у Ульяны Бирюковой из "Капулетти и Монтекки" Беллини, и Клеопатра у Лилит Давтян из оперы Генделя "Юлий Цезарь в Египте", Алексей Кулагин эффектно исполнил каватину дона Сильвы из оперы Верди "Эрнани". А вот Ольге Приваловой, к сожалению, не всегда удавалось совладать со своим большим, интересным голосом и найти верную интонацию, будь то Неддой из "Паяцев" Леонкавалло или Леонорой из "Силы судьбы" Верди.

Тут сама собой и проступила, наверное, одна из главных тем в оперном искусстве: голос, каким бы он уникальным ни был, не есть тождество высококлассного певца. Без владения вокальной техникой, стилистического чутья, языковых знаний и умения подбирать репертуар, соразмерный голосу и таланту, достойного результата не добиться. И мастер-класс, конечно, учебный процесс не заменит, но подарит ценные ориентиры в профессии.

И концертное выступление двух настоящих звезд оказалось тоже прекрасным мастер-классом. Иногда он даже превращался в интригующий баттл выдающихся оперных певцов, оставаясь поучительным уроком не только для молодых вокалистов, но и для зрителей. Публика с поразительным неофитством для консерваторской аудитории громко удивлялась, к примеру, тому, что у Верди есть опера "Оберто, граф ди Сан-Бонифачо" (Ильдар Абдразаков в концерте исполнил арию главного героя), или то и дело пыталась аплодировать между частями арий и дуэтов. Солисты и дирижер лишь улыбались в ответ.

Помимо столицы, фестивальный десант в этом году высадится во Владивостоке, Сургуте, Ханты-Мансийске, Красноярске и Норильске. Финальный аккорд прозвучит в лицейский день, 19 октября, в Уфе. На сцене Башкирского театра оперы и балета в полуконцертном формате будет исполнена опера Мусоргского "Борис Годунов", в заглавной партии - Ильдар Абдразаков.

/ Евгений Евтюхов / Фонд Ильдара Абдразакова
Кстати

На следующий день после открытия своего фестиваля в Консерватории Ильдар Абдразаков присоединился к Валерию Гергиеву. И они вместе с симфоническим оркестром Мариинского театра дали старт московскому сезону мариинцев в концертном зале "Зарядье", который негласно считается столичной резиденцией петербургских музыкантов.

Где смотреть мировые оперные премьеры

В основной программе вечера звучала исключительно русская музыка. Ильдар Абдразаков блестяще спел две арии из опер Чайковского - князя Гремина из "Евгения Онегина" и короля Рене из "Иоланты", а следом каватину Алеко из одноименной оперы Рахманинова. Оркестр исполнил фрагменты из музыки балета "Конек-Горбунок" Щедрина, сюиту из музыки к опере "Сказка о царе Салтане" и "Шехеразаду" (ее оркестр исполнял и в мартовском концерте на подмостках "Зарядья") Римского-Корсакова. Тут нельзя не заметить, что Валерию Гергиеву как никакому другому дирижеру в мире дано повелевать мистическими силами музыки: завораживать невероятной глубиной ее осознания и магнетизмом своего дирижерского жеста.

А в финале концерта неожиданно на бис прозвучала одна из самых знаменитых и любимых оперных увертюр - к опере Верди "Силы судьбы". Быть может, как завуалированное обещание маэстро побаловать московскую публику лучшими оперными хитами в новом сезоне.

Классика