05.09.2022 13:00
Общество

ВЦИОМ: Более половины россиян на безвозмездной основе помогали незнакомым людям

Текст:  Елена Новоселова
Как подчеркивают авторы нового исследования, посвященного теме благотворительности в России (ВЦИОМ и Фонд "Обнаженные сердца"), важнейшим фактором в этой области является уровень доверия благотворительным фондам и организациям. Им не доверяет почти четверть респондентов.
Читать на сайте RG.RU

Более половины опрошенных россиян (52%) за последний год-полтора на безвозмездной основе передавали вещи, товары или деньги незнакомым людям.

Что касается денег, то главным получателем этих перечислений являются дети - 66% наших граждан жертвовали именно им. Внутри этой группы благотворители распределились так: 57% сообщают, что за последний год перечисляли деньги детям с тяжелыми заболеваниями, 23% - с особенностями развития, 16% - детям-сиротам.

Впрочем, у большинства эта практика носила преимущественно единовременный характер. Например, половина благотворителей переводили денежные средства с помощью онлайн-платежа. В среднем - по 853 рубля.

33% дарили деньги через СМС-сообщения. Средняя сумма - 285 рублей.

По данным опроса социологов, более крупные пожертвования совершались наличными непосредственно получателю (в среднем 1 113 рублей).

Свыше 800 тысяч рублей собрали благотворительные "Белые встречи" в Москве

"Желание почувствовать возможность влиять на ситуацию - основной мотив совершения пожертвований (57% в группе тех, кто жертвовал деньги незнакомым людям), - поясняют авторы исследования. - Ответили, что хотят помочь конкретному человеку/ организации, 38%, каждый пятый хочет чувствовать, что может что-то изменить (21%), 13% - решить общественную проблему".

Впрочем, есть и другие, более идеалистические мотивы, например, уверенность, что тем, кто делает хорошие дела, добро возвращается. Таких оказалось 37%.

"Для каждого пятого совершение благотворительных пожертвований - это способ наполнить свою жизнь смыслом ("хочу быть причастным к чему-то важному" - 17%, "это наполняет мою жизнь смыслом" - 7%). Еще 17% ответили, что им сложно думать о людях, которые испытывают страдания (17%)", - сообщает ВЦИОМ.

Социологи задались актуальным для современного общества, которое обжегшись на молоке, дует на воду, вопросом: "Доверяют ли россияне благотворительным организациям?". Доверяет только треть опрошенных.

И эта доля выше среди молодых 18-34 лет (40-37%) и тех, у кого хорошее материальное положение. "Показатель также связан с наличием опыта взаимодействия с благотворительными организациями: в группе тех, кто получал любую помощь от НКО и имеет в окружении реципиентов, уровень доверия составляет 41%", - комментируют социологи.

Не доверяют благотворительным организациям и фондам - четверть респондентов. Среди причин - непрозрачность, бесконтрольность благотворительных организаций, воровство денежных средств и другие. И вот что любопытно: каждый пятый ответил, что вовсе не знаком с оказывающими помощь организациями (19%). А опытом получения любого вида благотворительности есть у 11% наших сограждан.

Компетентно

Александр Гаврилов, руководитель Практики инициативных исследований ВЦИОМ:

- Позитивное влияние работы благотворительных фондов на общество сложно оспорить. Однако для того, чтобы фонды могли достигать свои благих целей им, как и любой организации, необходимы ресурсы. Предположительно, чем больше будет ресурсов, тем больше помощи фонды смогут оказать. Именно поэтому вопрос о том, как фонды могут расширить свою поддержку со стороны населения, кажется особенно актуальным.

Благотворительная программа "Спасской башни" направлена на поддержку семей военнослужащих

Как можно ответить на этот вопрос? В нашем исследовании мы пошли сразу по нескольким направлениям.

Во-первых, мы постарались выяснить, почему некоторые люди отказываются от финансовой помощи фондам или напрямую незнакомым. Как оказалось, наиболее часто распространенными ограничителями выступают не леность и безразличие, а собственные ограниченные финансовые возможности… Важно отметить, что при оценке возможностей населения необходимо учитывать высокую распространенность практик безвозмездной помощи близким и друзьям, которая также сокращает располагаемые ресурсы для благотворительности. Среди других проблем - предпочтение помогать тем, кого люди знают лично и желание помогать иными, нефинансовыми формами.

Недоверие фондам не вошло в топ-3 причин отказа от финансовой помощи незнакомым. И хотя этот фактор также довольно выражен (не доверяют фондам 24% среди всех россиян), однако, по всей видимости, он не является главным.

Социология ВЦИОМ