Общедомовой прибор учета тепла установили в доме в декабре 2020 года и ввели в эксплуатацию месяцем позже, акт выполненных работ подписан на 281 тысячу рублей. Поскольку дом восьмиквартирный, каждому собственнику жилья компания выставила счет на сумму около 33 тысяч рублей. Тот факт, что дом был признан аварийным, коммунальщиков не смутил.
Ветхая деревянная двухэтажка построена в 1960 году, и условия проживания в ней далеки от комфортных. Согласно техническому паспорту дома, уже в 2001 году его износ составлял 62 процента. Даже в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов на 2015-2044 годы власти не включили это строение из-за большой степени износа.
В 2016 году межведомственная комиссия обследовала его и выяснила, что фундамент просел, стены искривлены и выгнуты, дверные проемы перекошены. Во время очередного обследования в 2021 году дом был признан аварийным и подлежащим сносу.
Жильцы двухэтажки обратились в суд с иском о том, что не обязаны оплачивать установку теплосчетчика, поскольку собственники помещений в таких домах освобождены от необходимости устанавливать общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов. Обращенное к ним требование оплатить установку прибора признано незаконным. Однако юристы признают, что у коммунальщиков есть основания для апелляции.
Федеральный закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" указывает, что установка общедомовых приборов учета - обязанность жильцов. Если они эту обязанность не выполняют, то ставить приборы должны ресурсоснабжающие организации, которые затем взыскивают расходы с граждан. При этом в статье 13 разъясняется, что требование об установке общедомовых приборов учета не распространяется на многоквартирные дома, физический износ которых превышает 70 процентов и которые не включены в региональную программу капремонта общего имущества в МКД. И вот здесь выявляется явный законодательный пробел. Как отмечают в интернет-службе для управляющих организаций "РосКвартал", существует письмо Минстроя России от 3 ноября 2016 года № 36508-ОД/04, в котором говорится, что данная норма - не запрет на установку общедомовых приборов учета в аварийных домах, а лишь "указание на отсутствие такой обязанности". Толковать эту норму можно двояко, чем и пользуются ресурсники.
Алла Бредец, руководитель регионального центра "ЖКХ Контроль" в Санкт-Петербурге:
- Если общедомового прибора учета тепла в доме нет или его невозможно поставить, плата за тепло взимается с собственников по нормативу. В одних регионах он больше, в других - меньше. Если плата по нормативу меньше, чем по показаниям прибора, ресурсники всячески стараются счетчики установить. Если же "нормативная" плата получается выше, то они, наоборот, от установки приборов уклоняются - такие случаи, например, есть в Ленинградской области. Сейчас вносятся поправки в законодательство об эталонных критериях установки приборов учета для РСО и эталонного расчета платы. Эксперты надеются, что эти поправки устранят нынешнюю абсурдность ситуации.