Последний год количество вакансий для водителей росло. Например, на платформе "Авито Работа" за январь-июль 2022 года их стало на восемь процентов больше. Среднестатистическая зарплата для водителей на "Авито Работе" по итогам первых семи месяцев 2022 года составила 50 тысяч рублей, это на 11 процентов выше прошлого года.
По данным портала Superjob, в столице водителям большегрузного транспорта предлагают до 260 тысяч рублей в месяц. Зарплатный максимум для водителя-курьера в ретейле в Москве 150 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге - 125 тысяч, в Екатеринбурге, Красноярске и Новосибирске - по 100 тысяч рублей.
"С учетом растущего спроса на перевозки количество водителей будет только увеличиваться", - считает руководитель транспортной службы пассажирской компании "БизнесБас" Сергей Ткаченко.
Сейчас можно трудоустроиться уже через 4-7,5 месяца после начала обучения, в зависимости от категории удостоверения. Но вопрос подготовки новичков в перевозках выходит на первый план. Эксперты уверены: чтобы качество профессиональных водителей возрастало, нужно удешевить образование, ввести раздельное обучение профессионалов и любителей, дать возможность получения лицензии учебным комбинатам на базе крупных транспортных компаний.
Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов рассказывает, что большинство автошкол предоставляют один и тот же набор услуг. Это минимальная программа обучения Правилам дорожного движения и вождению. Автошколы конкурируют только в качестве инфраструктуры, учебных классов, техсредств преподавания.
По мнению эксперта, нужно вернуться к вопросу разделения выдачи специального права для индивидуального использования и для трудовой деятельности. "Это усложнит систему подготовки и контроля водителей, но позволит дифференцированно подходить к составу, объему и качеству образования", - говорит Якимов.
В ГК "Деловые Линии" "РГ" рассказали, что в России пока не дали ход законопроекту минтранса о разделении водителей на любителей и профессионалов. В компании считают, что его принятие повысит безопасность на дорогах. И то, как учат сегодня в автошколах водителей автобусов и грузовиков, не до конца устраивает работодателей. "Пробелы связаны с упрощением программ, - говорит Сергей Ткаченко. - Необходимо вернуть курс об устройстве автомобиля и увеличить количество часов вождения. Нужны внутренние экзамены автошкол по строгим нормативам". Также раньше на транспортных предприятиях и в школах ДОСААФ изучали автомобиль, его агрегаты. Водители могли устранять часть неисправностей, не прибегая к помощи СТО, говорит эксперт.
Президент Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева тоже уверена, что будущих водителей-профессионалов нужно обучать по специальной программе, а "профессиональную" категорию нужно присваивать при наличии стажа вождения в "легких" категориях. "Мы направляли соответствующие предложения, но пока решений нет", - говорит Елена Зайцева.
По словам эксперта, в целом программа подготовки водителей существенно не менялась с 2014 года. А изменения, которые вступили в силу с 1 сентября 2022 года, касаются, прежде всего, беспилотников.
Помочь новичкам легко войти в профессию может система наставничества. "У нас на каждой базе есть водители-наставники и бригадиры с опытом работы не менее пяти лет, - рассказывает Сергей Ткаченко. - За ними закрепляются группы менее опытных водителей".
Ну и наконец, помочь водителям освоиться на работе должны новые технологии. "Сегодня можно выстроить процесс обучения в метавселенной с имитацией реальных жизненных ситуаций. А если использовать датчики контроля пульса, давления и температуры тела, то можно определять реальную склонность водителей к агрессии и девиантному поведению в нестандартных ситуациях. Такой подход позволит классифицировать профессиональных водителей и выстраивать их персональный трек развития, повышая безопасность на дорогах", - рассказал зам. генерального директора по инвестициям и стратегическому развитию Фонда "Транспортные инновации Москвы" Андрей Попов.