12.09.2022 21:16
Общество

Преимущество "белой" зарплаты и ведение семейного бюджета: замминистра финансов РФ Михаил Котюков рассказал, чему будут учить школьников на уроках финансовой грамотности

Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №204 (8852)
Что лучше: копить на новый смартфон или взять его в кредит? Как спасти бабушку от мошенников-вымогателей? Что такое семейный бюджет и как его вести? Почему "белая" зарплата лучше "серой"? Теперь ответы на эти вопросы школьники будут получать на занятиях по основам финансовой грамотности.
Читать на сайте RG.RU
/ пресс-служба Министерства финансов РФ

Что, опять новый урок? Нет, все в рамках курсов математики, алгебры, информатики, обществознания, окружающего мира и географии. Но обязательно - для учеников 1-9 классов. Совместно с минпросвещения разработкой учебных программ по финансам для школьников занимается Министерство финансов РФ. О том, что узнают школьники и почему это важно, "Российской газете" рассказал заместитель министра финансов Михаил Котюков.

Матроскин-финансист

Михаил Михайлович, по данным опросов, каждый второй учитель считает, что в современной школе не хватало основ финансовой грамотности. Почему уроки появились именно сейчас?

Михаил Котюков: Проект повышения финансовой грамотности стартовал еще в 2010 году в рамках сотрудничества с Всемирным банком. В 2017-м была принята Национальная стратегия повышения финансовой грамотности, за реализацию которой отвечают минфин и Банк России. Также в эту работу стали вовлекаться и другие ведомства. Сначала работа шла в пилотных регионах, сегодня финграмотности дети будут учиться и на обязательных школьных предметах, и в рамках внеурочной деятельности.

Сейчас мы добавляем информацию о противодействии мошенникам, о цифровой безопасности. И очень важный блок - про общественные финансы: что такое налоги, почему их нужно платить, что такое бюджет, какие возможности бюджет дает для семьи, как можно влиять на решения, которые принимаются властью при распределении бюджетных ресурсов.

С чего же начинать в школе?

Михаил Котюков: Конечно, с семейного бюджета: на что потратить, где сэкономить, взять кредит или рассрочку, сделать взнос или отложить "в тумбочку". Финансовое благополучие начинается с финансового планирования, а этому нужно учиться как можно раньше.

Можно ли вписать школьные огороды в современную систему обучения? Выясняли корреспонденты "РГ" в регионах

Кроме того, мы хотим, чтобы, начиная с самых ранних лет, люди понимали разницу между "белой" и "серой" зарплатой, понимали, что работать "вбелую" лучше, чем получать зарплату в конверте. Может быть, в моменте это чуть меньше, чем хочется, но в перспективе дает совершенно другие горизонты. Социальное, медицинское обеспечение, формирование кредитной истории для банка - во всех этих аспектах, конечно, "белая" зарплата играет ключевую роль.

Минфин подготовил учебники по финграмотности для 1-11-х классов. Экспертиза пройдена, книги ждут включения в федеральный перечень учебников

Думаете, первоклашек зацепят истории про "белую" зарплату? Не скучновато?

Михаил Котюков: Естественно, с каждой возрастной группой нужно говорить на понятном, доступном ей языке. Для самых маленьких минфином совместно с профессиональным сообществом разработаны разные игры. Есть даже специальные выпуски любимых детских мультиков на тему финансов, например "Простоквашино". Между прочим, там уже в первых сезонах Матроскин демонстрирует отличную финподготовку. Вспомните, как он покупает корову с прицелом и на молоко, и на теленка. Дети этих героев любят и доверяют им. Поэтому вместе с "Союзмультфильмом" мы продолжим создавать новые серии. Сейчас у нас пес Шарик рассказывает о кредитной карте: что это такое, как ею пользоваться, как не стать жертвой мошенников.

Есть серия материалов и для более старших ребят - в дополнение к тому, что они будут узнавать в школе. Как раз стартует проект для школьников старших классов и студентов "Пушкин знает!". Это видеоподкасты на разные темы управления личными финансами: накопления, финансовые риски и финансовая безопасность, первый самостоятельный заработок и другие.

Почему Пушкин? Просто классик не понаслышке знал о кредитах и долгах. И мультики, и подкасты можно смотреть на нашем специальном портале моифинансы.рф.

Учителя и родители высказались о запрете мобильников на уроках

Пятерка по бизнес-плану

Как все будет в школе?

Михаил Котюков: Еще раз подчеркну: отдельного предмета "финансовая грамотность" не будет. Но элементы темы в рамках ФГОСов интегрируются в те школьные предметы, которые наиболее к этому расположены.

Например, в начальной школе на уроках математики ребята узнают, как проверять чеки, если что-то покупаешь в магазине, как считать сдачу, сравнивать полезность товара с его ценой. На "окружайке" поговорят о семейном бюджете и защите персональных данных.

С пятого класса - все серьезнее. В рамках курса математики и алгебры школьники познакомятся с понятием "налог", "налоговый вычет", узнают о банковском вкладе и процентной ставке.

На географии поговорят о том, как экономическая ситуация в стране влияет на личное благосостояние. На обществознании научатся заполнять налоговые декларации, оформлять налоговые льготы, узнают, как открыть свое дело.

На информатике попробуют составить личный бизнес-план с помощью электронных таблиц, узнают о защите средств и персональных данных при онлайн-покупках.

Зачем в России нужен закон о высоком статусе педагога

А откуда все эти знания появятся у учителей математики, информатики, обществознания?

Михаил Котюков: Мы уже давно проводим для учителей курсы повышения квалификации на базе РАНХиГС и Высшей школы экономики. По желанию. Но понимаем: провести масштабное переобучение всех школьных учителей страны в двух университетах невозможно физически. В каждом субъекте есть институт развития образования или институт повышения квалификации. В РАНХиГС и Вышке мы проведем обучение сотрудников этих учреждений, и уже они, вернувшись в регион, будут помогать местным педагогам "входить" в предмет. В целом до 2030 года нужно обучить порядка 250 тысяч учителей.

Кстати, с сентября стартовали Дни финграмотности в форме открытых уроков по всей России, которые проводят сотрудники федерального и региональных министерств финансов и финорганов, Банка России и многие другие эксперты в помощь педагогам. Этот проект мы запустили в рамках 220-летия министерства финансов. Я был в школе в Чебоксарах у учеников 9-11-х классов. Мы вместе покупали смартфон - выясняли, что выгоднее: копить или взять его в кредит. Определяли, что такое зарплата "чистыми" и в чем ее выгода.

/ пресс-служба Министерства финансов РФ

Со школой в расчете

В Федеральном перечне учебников более 2 тысяч изданий, но по финграмотности пока нет. По каким книгам учить?

Михаил Котюков: Учебники есть. С 1-го по 11-й класс. Сейчас идет подготовка к включению их в федеральный перечень. Экспертиза минпросвещения по многим из них получена, ждем регистрации приказа в минюсте.

К этим учебникам есть и рабочие тетради, и пособия для учителей. Есть и материалы для родителей. Хорошо, если, придя домой с занятий, дети могли бы проговорить тему, ведь она насущна и для родителей. Нам хочется, чтобы ребенок зажег семью идеей, допустим, планирования семейного бюджета, если до сих пор в семье этого не практиковали.

И все те материалы, о которых я говорил выше - мультики, просветительские программы и прочее, - в помощь родителям.

Наша задача - чтобы к 2030 году любой гражданин, принимая финансовое решение, был информирован либо мог обратиться с запросом и получить оперативный ответ или консультацию, как ему вести себя в каждой конкретной ситуации. И система финансового просвещения, безусловно, позволяет и помогает нам донести эти "сигналы" адресно.

Зачем вузы кооперируются со школами для подготовки абитуриентов

А что в вузах? Ведь студентам тоже нужно знать основы экономики?

Михаил Котюков: Со студентами работаем много. Для профильных направлений подготовки бакалавриата - это уже давно часть образовательных программ. Для всех остальных направлений есть универсальная компетенция "финансовая грамотность", навык, который нужно освоить. В вузах все это также реализуется через разные дисциплины.

Кроме того, нельзя не вспомнить об олимпиадах школьников и студентов по вопросам финансовой грамотности. Они дают участникам дополнительные баллы для поступления. Сейчас мы прорабатываем возможность сделать Всероссийскую олимпиаду по финграмотности, чтобы победители, призеры имели дополнительные преимущества для поступления в любой университет по этому направлению. Но пока не все просто - нет такого отдельного предмета "финграмотность". Ищем варианты.

Родительский вопрос

С какого возраста детям можно давать карманные деньги?

Михаил Котюков: Детей к вопросам финансов нужно привлекать как можно раньше. Но прежде всего надо понимать - зачем. Ведь что такое "дать деньги"? Это в первую очередь дать ребенку возможность примерить на себя ответственность выбора, ответственность принятия решения - как потратить? И есть разница - деньги наличные, бумажные, или безналичные, на карте. Когда ты видишь, что ты отдаешь "живые" деньги - это одно. Если сумма списывается с карты - нет ощущения траты, и расход воспринимается по-другому.

Когда родители планируют семейный бюджет, допустим, оформляют кредит на что-то, неплохо привлекать и детей. У нас в уроках есть такая задачка: кредит, который берет семья, в семейном бюджете должен быть в графе "доход" или "расход"? Дети часто отвечают - "доход". Но это не так. Это, конечно, расход, потому что потом придется отдавать свои деньги. Через такие примеры мы хотим донести до ребят: принцип "семь раз отмерь, один - отрежь" в вопросах финансов важен как нигде.

Образование Минфин