Добыча нефти в России в первом полугодии увеличилась на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По условиям сделки ОПЕК+ наша страна могла нарастить производство на 8%, и это без учета газового конденсата. Рост добычи оказался скромнее, но он произошел на фоне эмбарго США и Канады на импорт нашей нефти, отказов некоторых европейских трейдеров от покупки российской нефти и технических проблем с проведением сделок с нашим сырьем.
В феврале этого года Россия добывала около 10,6 млн баррелей нефти и газового конденсата в сутки, наибольший спад произошел в апреле - до 9,6 млн баррелей в сутки, после чего производство стало постепенно восстанавливаться, главным образом за счет перенаправления части экспортных потоков в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Свою лепту в сдерживание роста объемов добычи полезных ископаемых внесло сокращение экспорта нашего газа в Европу. Около 17% от добываемого в нашей стране газа уходило в Европу. В первом полугодии экспорт газа из России сократился на 31%, а добыча снизилась, по данным ЦДУ ТЭК, на 5%.
При этом снижать прокачку газа по "Северному потоку" - основному маршруту поставок нашего газа на запад, из-за проблем с оборудованием "Газпром" начал только в июне. Поэтому основное снижение газодобычи вероятнее всего придется на второе полугодие.
Показательно, что все основные нефтегазодобывающие регионы оказались в плюсе по итогам первого полугодия 2022 года, за исключением Дальневосточного федерального округа (минус 2%). Здесь наибольший вклад в падение внесла Сахалинская область (минус 18,1%). Снижение объемов добычи здесь было во многом связано с остановкой предприятий, работающих на основании Соглашений о разделе продукции, с участием компаний из Европы, США и Японии. Например, работа проекта "Сахалин -1" была полностью остановлена.
Отрицательную динамику продемонстрировала также добыча угля - минус 3,3% к первому полугодию прошлого года. Европейское эмбарго на его поставки вступило в силу только в августе, но проблемы с его отгрузками в Европу начались еще весной. Некоторые страны, например, Польша, отказались от закупок угля в России в марте этого года. На экспорт в Европу приходилось около 11% от всего добытого в России угля. Часть потерь удалось компенсировать за счет перенаправления поставок в страны АТР и Африку.
В дальнейшем влияние ограничений США и Евросоюза на отрасль добычи полезных ископаемых будет увеличиваться - в декабре вступит в силу эмбарго на морские поставки российской нефти в ЕС и ограничения по цене для нашего сырья стран "большой семерки". С другой стороны, уменьшать влияние санкций будет создаваемая инфраструктура для поставок в страны АТР , а также просто адаптация азиатских компаний к новым условиям торговли.