Среднее - как высшее
На съезд юных умников, уже обдумывающих и даже реализующих собственные проекты, в этом году приехали более 400 ребят и их наставников из многих регионов России. Кроме того, еще пять тысяч человек онлайн подключались к проходившим в рамках форума тренингам, мастер-классам, вебинарам, мотивационным дискуссиям. Многие из этих дискуссий так или иначе касались насущной для будущих выпускников школ темы выбора дальнейшего образовательного пути, причем не только собственно специальности, но и типа учебного заведения, где ее можно получить.
- В Ярославле я посетил один из местных колледжей, где познакомился с инфраструктурой, оснащением. Побывал в лабораториях с современнейшим оборудованием. Например, мне показали 3D-сканер самого последнего поколения, каких, по словам коллег, даже на промышленных предприятиях пока немного, - рассказал ребятам заместитель министра просвещения РФ Денис Грибов. - Мы провели на нем экспериментальное сканирование помещения, в котором находились, получив его размеры и размеры всех находившихся там объектов с погрешностью от одного до пяти миллиметров. И это заняло 40 секунд. Более точное сканирование заняло бы немного больше времени. Это к вопросу о том, насколько быстро развиваются технологии. Сегодня в отраслях экономики происходит фундаментальное обновление и материально-технической базы, и средств труда, отрасли делают большой запрос на соответствие кадров тем условиям, которые созданы.
По словам замминистра, сегодня среднее профессиональное образование подчас дает выпускникам тот уровень квалификации, который еще вчера соответствовал планке высшего образования.
- Сегодня оператор станка с ЧПУ - это, по сути, программист, который закладывает в станок программу, и тот работает в трех проекциях, вытачивая деталь с точностью до 0,1-0,3 микрона. Это уникальная, тонкая работа, - подчеркнул Денис Грибов.
Тем не менее большинство ребят, когда их спросили, что они выберут для поступления - колледж или вуз, назвали второе. Аргументировали этот выбор все по-разному, но основными доводами против колледжа были такие: среднее профобразование менее престижно, при поступлении в эти учебные заведения, куда сейчас подчас тоже уже очень большой конкурс, учитывается средний балл аттестата. То есть по всем предметам желательно иметь хорошие отметки, тогда как для сдачи ЕГЭ можно сосредоточиться лишь на нескольких нужных (хотя многие идут в СПО как раз, чтобы не сдавать ЕГЭ, - это тоже факт). Но главное - работодатели, по мнению старшеклассников, в перечне предъявляемых к соискателю требований часто указывают именно высшее образование. Были и такие откровения:
- Почему огромное число людей не хотят поступать в СПО, а хотят в вуз? Да потому что, честно признаемся, мы все хотим ничего не делать, но получать много денег. Мало кто хочет работать физически и реальным физическим трудом зарабатывать себе на жизнь, - заявил молодой человек, приехавший на форум из Москвы. - Мы хотим сидеть в кабинете, ничего не делать, но хорошо зарабатывать. Это одна из главных причин, по которой мы идем в вузы.
Практик с дипломом вуза
По мнению председателя комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты РФ Натальи Кравченко, отношение к СПО как к не очень привлекательному образовательному формату изменилось пять - семь лет назад благодаря развитию движения WorldSkills и тому, что в колледжах заметно улучшилась материально-техническая база, появилось современное оборудование, туда пришли специалисты из реального сектора экономики. Кроме того, сейчас реализуется федеральная программа "Профессионалитет", которая еще плотнее соединяет СПО с работодателями, делая среднее профобразование максимально предметным и практико-ориентированным.
- На мой взгляд, если к девятому классу человек определился и понимает, чем хочет заниматься, то СПО можно рассматривать в том числе и как ступень к получению высшего образования, - считает эксперт. - Человек может пойти в колледж, который готовит специалистов-практиков, погрузиться в выбранную сферу деятельности, а потом уже для себя решить, нужно ему вообще высшее образование или нет.
Проректор по молодежной политике Московского государственного университета пищевых производств Владимир Шутенко с коллегой согласен. Более того, он убежден, что "самые уникальные специалисты получаются именно из выпускников колледжей, которые потом перешли в университет".
- Это так называемые интегрированные образовательные программы, - поясняет эксперт. - То есть человек на уровне СПО получает рабочую профессию, а высшее образование готовит управленцев. Но хорош тот управленец, который может все сделать своими руками. В этом и состоит уникальность этих программ. Потому что руководить каким-либо процессом и при этом не знать на практике, как, например, восстанавливается кирпичная кладка либо каким образом замесить тесто, - это не совсем верный подход. Поэтому я рекомендую идти после девятого класса в СПО, но нацеливаться таким образом, чтобы потом продолжить учиться и развиваться в вузе. Именно таких специалистов наши предприятия-партнеры забирают сразу после выпуска.
Не в ущерб настоящему
Более того, заместитель директора Центра Национальной технологической олимпиады НИУ ВШЭ Игорь Барсуков вообще считает, что противопоставление среднего и высшего профобразований - искусственное.
- На самом деле никакого противопоставления нет, - говорит он. - Все зависит от того, чего молодой человек хочет. И самое плохое, что может произойти, - если он свой выбор будет делать неосознанно, просто для того, чтобы, как говорят, пересидеть. Очень плохая жизненная стратегия - к чему-то готовиться в ущерб настоящему.
Все взрослые и статусные участники дискуссии посоветовали ребятам выбирать профессию, "слушая сердце".
- Самое грустное и обидное - спустя четыре-пять лет учебы в вузе понять, что профессия неинтересна и работать по специальности желания нет. Поэтому нужно слушать сердце, быть в гармонии с собой. Главное - это осознанный выбор, - согласен с коллегой заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО "РЖД" Александр Збарский.
По словам управляющего директора Фонда гуманитарных проектов Ивана Есина, на самом деле в современном мире профессиональные траектории могут быть совершенно разными, но "те, кто пойдет в СПО, точно не ошибутся", потому что в стране сейчас ощущается огромная нехватка таких специалистов.
- Статистика показывает, что во многих регионах есть спрос в первую очередь на рабочие профессии - это примерно 70 процентов вакансий. И только 30 процентов составляют служащие. При планировании индивидуальной траектории, при выборе вуза или СПО это тоже необходимо учитывать, - подчеркивает эксперт. - Мы недавно подготовили специальный профориентационный сериал, где собрали очень интересных ребят-блогеров, которые начинали и как блогеры, и как представители каких-то профессий. Один из них, например, сварщик. И на данный момент жизни это совершенно счастливый человек, потому что он создал свою собственную компанию, они занимаются сваркой по всей стране, зарабатывают очень большие деньги - я даже не буду говорить, какие. Но он окончил колледж. А другой молодой человек выучился на повара, и к 29 годам он стал обладателем звезд Мишлен. Это его собственная траектория в СПО. Он тоже состоявшийся, мотивированный и потрясающий человек.
Эксперт посоветовал тем, кто не слышал о том, как СПО изменилось за последние годы, очень внимательно к нему присмотреться.
Иван Есин, управляющий директор Фонда гуманитарных проектов, руководитель проекта "Билет в будущее":
- Сегодня в 85 регионах России, а также в городе Байконуре реализуется крупнейший проект ранней профессиональной ориентации школьников "Билет в будущее". Практически это выстроенная система онлайн-диагностики, которая показывает школьникам, к чему они склонны. Когда подросток понимает, в каком направлении он хочет развиваться, он может пройти определенные профессиональные пробы. Например, прийти в колледж и попробовать создать деталь какого-нибудь изделия или прокатиться на авиа-, железнодорожном или другом симуляторе. И далее по ходу своего трека в проекте школьник пробует все больше и больше различных профессий, чтобы к моменту своего профессионального самоопределения он уже точно понимал, что ему нравится и что ему выбрать - СПО или вуз. Нам нужно, чтобы ребята четко понимали, где они могут приложить свои знания и умения, стать в итоге счастливыми. Сегодня "Билет в будущее" - это 700 тысяч ребят со всей страны, которые участвуют в этой работе с помощью онлайн-платформы https://bvbinfo.ru. Но мы ставим перед собой амбициозные цели, поскольку понимаем, что поколение школьников 6-11-го классов - это шесть-семь миллионов человек. Дать билет в будущее каждому - наша основная задача. Поэтому с 2023 года на базе "Билета" будет развиваться так называемый профминимум, который позволит в бесплатном формате всем школьникам с шестого по 11-й классы пользоваться онлайн-диагностиками и проходить профессиональные пробы.