Сегодня необходим четкий механизм для продолжения этих уникальных проектов: на сессии предложили объединить их в единый федеральный проект "Плавучий университет", действующий на всех морях нашей страны.
Напомним: этой научно-образовательной технологии исполнилось уже три десятка лет. Она родилась из вечной кадровой проблемы северных территорий, где дефицит специалистов с научным профилем оставался и остается очень острым. Кадровый голод и сегодня создает барьеры для освоения Арктики: профессионалы нужны как в госучреждениях, так и в крупных корпорациях.
Тем временем главная идея плавучих университетов - подготовка специалистов по принципу "образование через исследования". То есть теоретическая часть за "плавающими партами" подкрепляется опытом "полевой" работы как в море, так и на прибрежных территориях.
Кроме того, во всех плавучих университетах используется проектный подход: студенты и молодые ученые приходят в такие экспедиции не с нуля, а со своими исследовательскими работами: дипломными, курсовым, диссертационными. А как итог - в короткие сроки удается вырастить высококлассных специалистов с высоким КПД.
Хотя известны истории, когда плавучие университеты, начинавшие работать очень активно, приостанавливали проекты. Например, Тихоокеанский. Основная причина того, что цепочка экспедиций прерывается - их стоимость. Сегодня морские походы ученых и студентов - самая дорогая образовательная технология в мире. Минимальные затраты на одного участника (научно-практический цикл составляет обычно две-три недели) "выливаются" организаторам в сумму около 500 тысяч рублей.
Тем временем в Арктическом плавучем университете (АПУ), который базируется в Архангельске, проект вывели на хозрасчет: к участию в нем сумели привлечь крупные компании и банки, работающие в АЗРФ. Хозрасчетная модель помогла сформировать финансовую независимость проекта и сделать его непрерывным.
Хотя в успехе АПУ многие сомневались. Во время Восточного экономического форума проректор Северного (Арктического) федерального университета Константин Зайков рассказал, что приходилось выслушивать много скептических высказываний со стороны европейских коллег: "Это очень здорово, но очень дорого и поэтому невозможно", - говорили они.
Оказалось, возможно: в "фарватере" программ Арктического плавучего университета молодые ученые и студенты из разных регионов страны уже десять лет занимаются экомониторингом и гидрологическими исследованиями морей, мониторингом ледовой обстановки, ищут в высоких широтах новые лекарства. Важно, что проект АПУ мультидисциплинарный. Так, вместе с "физиками" в нем работают "лирики": историки и журналисты изучают опыт освоения Арктики, накопленный в Архангельской области за сотни лет поморских походов на Новую Землю и Землю Франца-Иосифа.
Организаторам удалось решить и проблему обеспечения флотом, так как среди ключевых участников - крупнейшее арктическое подразделение Росгидромета, которое базируется в Архангельске.
Кто остается в плюсе? Росгидромет и крупные компании-стейкхолдеры, дающие сегодня на проект флот и деньги, а в итоге получающие научную поддержку и кадровое пополнение. В выигрыше и еще один участник - национальный парк "Русская Арктика", на территории которого университет проводит основные исследования. Плюс к этому проект поддерживают власти в лице правительства Архангельской области и Минвостокразвития.
На сессии ВЭФ архангельские морские практики студентов назвали одними из наиболее успешных в России. Пока это один из немногих плавучих университетов, сумевших создать наиболее устойчивую платформу для будущих экспедиций.
На форуме отметили и еще один удачный проект в Арктике - экспедиции плавучего университета МГУ имени Ломоносова, которые проходят сегодня при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Опыт обеих научно-студенческих практик на Восточном экономическом форуме обсуждали детально - он ляжет в основу возрождения Тихоокеанского плавучего университета.
Вместе с тем эксперты площадки уверены: для дальнейшего применения образовательной технологии государство должно четко понимать, в каком "горизонте" будут окупаться дорогостоящие профессионалы. Поэтому к созданию общефедерального плавучего университета необходимо подходить с технико-экономическим обоснованием, тогда инструменты для его реализации появятся сами.
- Если понимать плавучий университет как национальный большой проект, необходимо договариваться как минимум с несколькими институтами развития, которые сегодня существуют в РФ, определять горизонты планирования, - считает проректор Астраханского государственного университета Алексей Титов.
По его словам, необходим интегратор: в горизонте десятилетия он будет планировать, каким образом смогут окупаться инвестиции. С учетом того, что "средний чек" подготовки такого специалиста высокий, нужно четко просчитать, какую добавленную стоимость для экономики регионов будет создавать вложенный в обучение капитал. То есть сколько денег "вернется" в бюджет после того, как арктические профессионалы начнут использовать свои знания и опыт в различных сферах: понятная бизнес-модель создаст условия для встраивания в проект каждого из игроков.
Тем временем шанс стать участником высокоширотных плавучих университетов сегодня есть у каждого студента или ученого, который разрабатывает арктические проекты: отбор в команду экспедиций проводится на конкурсной основе, а все документы размещаются в открытом доступе на сайтах образовательных организаций. Что еще важно: "приписка" к Арктике необязательна даже в региональных проектах.