Инициативное бюджетирование - это проект минфина по вовлечению граждан в благоустройство общественных пространств. В его рамках каждый может предложить создать или улучшить благоустройство территории рядом с местом своего проживания. Каждая заявка рассматривается, и в случае ее одобрения на ее реализацию выделяются средства из бюджетов всех уровней. Причем граждане должны быть готовы проголосовать рублем за свою идею - вложить в ее реализацию или свои деньги или свои время и труд.
В 2016 году, когда проект только стартовал, было реализовано 8 732 инициативы, а по итогам 2021 года их уже 29 114. По данным НИФИ Минфина, который обеспечивает методологическое сопровождение инициативного бюджетирования, самые востребованные проекты были связаны с ремонтом и обустройством автодорог и тротуаров - 16,5% общего числа реализованных проектов, организацией мест массового отдыха населения и объектами благоустройства - 14,7%, строительство детских игровых площадок - 10,4%. Причем, по мнению кураторов инициативного бюджетирования, в его рамках строится больше детских площадок, чем в рамках других программ. "Доля благополучателей всех реализованных проектов инициативного бюджетирования в 2021 году составила 40,4% от численности населения регионов, где реализуется инициативное бюджетирование. Если оценивать данный показатель относительно всего населения РФ, то благополучателями проектов инициативного бюджетирования в 2021 году стали 34,2% населения", - подсчитал руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России Владимир Вагин.
В прошлом году граждане и бизнес вложили в воплощение своих проектов в рамках инициативного бюджетирования 2,8 млрд рублей. Это на 40% больше, чем в 2020 году. Однако большую часть расходов по-прежнему компенсирует государство: в 2021 году из бюджетов всех уровней на эти цели потрачено 36,6 млрд или 92,8% общего объема затрат. Всего на задумки граждан в 2021 году потрачено 39,5 млрд рублей.
"Инициативное бюджетирование повышает возможность диалога властей с гражданами, которое начинается с самого первого этапа проектного цикла и продолжается в течение всего срока реализации практики инициативного бюджетирования", - подчеркивают в пресс-службе минфина. Главное преимущество инициативного бюджетирования по сравнению с другими бюджетными механизмами - скорость. "Если вы будете решать проблему в рамках обычного бюджетного процесса, это займет три-три с половиной года, а в рамках инициативного бюджетирования ее можно решить за год", - обращает внимание Вагин.
Проекты комплексного благоустройства нельзя сравнивать с проектами инициативного бюджетирования. Проекты комплексного благоустройства, которое реализует в городах минстрой, а в селах - минсельхоз, это большие проекты ценой десятки миллионов рублей. В инициативном бюджетировании таких проектов нет. "Средняя стоимость проекта ИБ - 1,4 млн рублей. Это проекты меньшие по своим масштабам, не претендующие на масштабное благоустройство, но очень часто они делают то, что в больших проектах не видят и не замечают. Например, 4-5 столбов освещения нужно, чтобы осветить дорогу от жилого массива до остановки. Или 200 метров дороги надо сделать - выезд из поселения на шоссе", - приводит пример Вагин.