Раньше других реализацией стратегии начнут заниматься бренды Evolute и "Москвич". Первый уже в сентябре планирует запустить производство под Липецком на мощностях завода "Моторинвест". Ожидается, что локализация (процент использования российских автокомпонентов) в итоге превзойдет аналогичный показатель Lada. Но на первом этапе все ограничится крупноузловой сборкой перелицованных китайских Dongfeng и Seres. Что касается "Москвича", то на московском заводе хотят создать даже свою платформу, однако поначалу тоже воспользуются наработками дружественных стран. И скорее всего - тоже Китая.
Эксперты отмечают, что китайский опыт наверняка был бы востребованным в России и без событий последних месяцев. Внедрение автомобилей на новой энергии в Китае идет такими темпами, что цены на машины с двигателем внутреннего сгорания и электромоторами почти сравнялись. "Китайские власти вовремя сориентировались в развитии автопрома. Понимая, что фору в десятки лет у традиционных производителей уже не отыграть, ставка была сделана на электромобили. Методы были выбраны те же - осваивание уже зарекомендовавших себя технологий, приглашение иностранных дизайнеров и инженеров и колоссальные вложения в НИОКР. В итоге китайские машины, которые журналисты ради красного словца называют "убийцами" Tesla, действительно бросают вызов Илону Маску. Посмотрите на Европу: там работает уже около десяти компаний из КНР, и с каждым годом объемы их продаж и география присутствия расширяется", - отмечает обозреватель портала "Китайские автомобили" Михаил Надеждин.
В России электрификация рынка идет медленнее и чем на Востоке, и чем на Западе. В 2022 году, по данным агентства "Автостат", доля приобретенных в России электромобилей составляет менее 0,4%. Но и это - гигантская по нашим меркам прибавка, поскольку с января по июль на учет встало 1415 "электричек". А за тот же период 2021 года, когда в целом на рынке продавалось в 2,5 раза больше машин, - не более 900. И нетрудно догадаться, что основным поставщиком новых электромобилей в России становится Китай.
"Целая цепочка кризисов, начиная с пандемии, привела к сильному увеличению сроков ожидания автомобилей для европейцев. А уж у нас эти машины по понятным причинам и вовсе не появятся. В то же время за последние два года в России образовался огромный отложенный спрос на автомобили. Удовлетворить его в текущих условиях сложно - цены на рынке сильно взлетели. Вот потребители и обратили внимание на Китай. И, надо сказать, у людей, которые годами ездили на машинах разных премиальных брендов, вообще нет вопросов по поводу качества машин из Китая", - отмечает предприниматель, основатель команды Rucars Роман Рассудков.
По данным компании "Автостат Инфо", за семь месяцев на нашем рынке появилось 38 электромобилей и гибридов марки BYD. Кстати, выходить на российский рынок этот новый флагман Китая пока не решается, но в этом году запустит производство в Узбекистане. И даже если не будет поставлять авто в Россию официально, то все равно упростит жизнь и дилерам, и потенциальным владельцам. Премиум-бренд концерна FAW - Hongqi, который иногда называют "китайским Aurus", - сейчас сертифицирует в России свои модели.
Chery только размышляет о том, чтобы начать в России торговлю своими электрокарами, но пять кроссоверов бренда EQ5 уже бегают по нашим дорогам. В GAC и вовсе не заявляли о расширении линейки, но два электромобиля марки россияне купили. Столько же появилось Geometry - "электричек" от суббренда Geely. Они, к слову, официально продавались в Беларуси, откуда, вероятно, и привезены. А вот модели еще одной дочерней марки - Zeekr - предприниматели доставляют из Китая. Пока в российском автопарке зарегистрирована одна такая машина.
В статистике продаж этого года есть еще Xpeng, Voyah, Li One, Skywell, Weltmeister, Hozon и прочие автомобили.