План изначально был заключен в 2015 году. Спустя три года США в одностороннем порядке вышли из этой сделки, накладывавшей ограничения на ядерную программу Ирана в обмен на снятие санкций. Последние полтора года идут переговоры об условиях ее возобновления.
Западные чиновники упрекают в очередном торможении диалога Исламскую Республику. В частности, Блинкен назвал "шагом назад" ответ Тегерана на финальные предложения, которые ранее выдвинули Вашингтон и евротройка. Он утверждает, что Иран "пытается привнести посторонние вопросы в ход переговоров". "Мы не намерены соглашаться на сделку, которая не отвечает нашим основным требованиям", - резюмировал Блинкен, отказавшись назвать возможные сроки заключения договоренностей.
Конкретики американский дипломат не рассказал, но официальный представитель иранского МИД Насер Канани Чафи заявил, что текст "содержит конструктивные подходы, нацеленные на завершение процесса". Постпред России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов ранее сообщил, что предложения Ирана "не слишком амбициозны" и могут быть приняты на переговорах.
Дополнительно обстановку вокруг переговоров осложнил доклад о ядерной программе Ирана, опубликованный Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Агентство обвинило Тегеран в нежелании взаимодействовать и потребовало объяснить происхождение частиц урана на трех незадекларированных иранских объектах, а также высказалось за дополнительные проверки ядерной инфраструктуры. Глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси заявил, что из-за этого не может гарантировать, что ядерная программа Ирана носит исключительно мирный характер.
Глава Организации по атомной энергии Ирана Мохаммад Эслами назвал обвинения МАГАТЭ ложными и политизированными, указав, что если агентство не откажется от них, то венские переговоры по возвращению к СВПД не завершатся успехом. А представитель организации Бехруз Камальванди подчеркнул, что Иран не согласится на дополнительные проверки своих объектов до тех пор, пока МАГАТЭ не выполнит свои обязательства.
Напомним, Иран, реагируя на введение санкций против него и разрыв СВПД американцами, со своей стороны постепенно стал отказываться от добровольного и одностороннего соблюдения условий сделки.
Но главы МИД Великобритании, Германии и Франции поддержали позицию МАГАТЭ, утверждая, что параметры ядерной программы Ирана "выходят за рамки любого правдоподобного объяснения о мирном атоме". Евротройка в совместном заявлении потребовала от Тегерана срочно дать "технически достоверные ответы" на вопросы агентства. В европейских столицах считают, что позиция Ирана не соответствует его обязательствам по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и ставит под угрозу перспективы восстановления СВПД.
Постпред РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов, комментируя заявление евротройки, указал, что оно сделано "очень не вовремя, в крайне важный момент для переговоров в Вене".
Официальный представитель МИД Ирана Насер Канани Чафи назвал нападки евротройки "шагом, подталкивающим переговоры по СВПД к провалу". Он не без оснований указал, что европейские страны тем самым сделали шаг в сторону Израиля, "добивающегося провала переговоров". Дипломат подчеркнул, что "Иран готов к заключению соглашения, которого можно быстро достичь при наличии воли и отказа от внешнеполитического давления".
Власти Израиля, давно и последовательно выступающие категорически против сделки, действительно заметно активизировались по мере прогресса переговоров по СВПД. Премьер-министр Израиля Яир Лапид после переговоров с канцлером ФРГ Олафом Шольцем в Берлине заявил, что возвращение к сделке на нынешних условиях стало бы "критической ошибкой". Израиль, являющийся единственным государством Ближнего Востока с ядерным оружием, требует не допустить его появления у Ирана, называя такую возможность "угрозой для всего мира". Но при этом Тель-Авив подразумевает более силовые методы давления на Тегеран, критикуя СВПД, поскольку смягчение санкционного режима против Ирана может привести к росту его влияния в регионе. Лапид рассказал, что передал Шольцу "чувствительную и актуальную разведывательную информацию" по иранскому вопросу. Какую именно, он не уточнил. Но министр обороны Израиля Бени Ганц со ссылкой на разведданные заявил, что Иран якобы подходит все ближе к созданию ядерного оружия.
Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН:
Ситуация с восстановлением Всеобъемлющего плана по ядерной сделке очень сложная. Буквально за несколько дней она ухудшилась. В общем-то все говорят, что в ближайшее время СВПД не будет реанимирован. Главные переговорщики - это Иран и США, а они никак не могут договориться о последних пунктах соглашения о восстановлении СВПД. Дело в том, что в США грядут выборы - 8 ноября в конгресс. Конечно, сейчас администрации Байдена не совсем удобно принимать какие-то конкретные решения по Ирану. При этом у Ирана хорошо налажена инфраструктура, ведутся серьезные работы и с каждым днем ядерный потенциал страны усиливается. Поэтому чем дальше, тем у Ирана будет больше козырей.
Думаю, до ноября никаких решений по восстановлению СВПД не будет. А говорить, что будет после ноября - сложно. Что произойдет если переговоры окончательно провалятся? Прежде всего, Израиль и США в любом случае не допустят создания ядерного оружия в Иране. У Ирана есть дополнительные ресурсы для того, чтобы продолжать развивать свою ядерную программу. Поэтому против него могут предпринять силовые методы воздействия. Но я совершенно исключаю вариант с сухопутной операцией США наподобие вторжения в Ирак.
В последние пару лет Израиль активно готовит свои военно-воздушные силы для нанесения ударов по иранским ядерным объектам. Проводятся полномасштабные военные учения с использованием как самолетов-дозаправщиков (расстояние от Израиля до Ирана значительное), так и новейших американских самолетов F-35 (могут работать и без дозаправки). Кроме того, буквально недавно появилось сообщение, что F-35 пролетел над территорией Ирана. Это сделано для того, чтобы проверить, как будет реагировать противовоздушная оборона.
Если израильская разведка придет к выводу, что Иран находится в шаге от создания ядерной бомбы, то, конечно, Израиль с помощью США нанесет удар по основным ядерным объектам. Но еще раз повторю: сухопутной операции не будет ни при каких условиях. Но Иран в состоянии ответить - конечно, не ядерным, а ракетным оружием - по американским базам на Ближнем Востоке и по Израилю. В самом худшем случае может возникнуть авиационно-ракетная война между Израилем, США и Ираном. Важно понимать, что удары в первую очередь будут наноситься по системам ПВО, затем по ракетным базам Ирана, а уже в третью очередь (когда военный потенциал Ирана будет истощен) - непосредственно по ядерным объектам.
Вероятен вариант, что Иран не станет делать атомную бомбу. Вся ядерная программа страны, как мне кажется, рассчитана на то, чтобы выйти на уровень ядерных технологий, когда до создания непосредственно ядерного оружия остается всего 3-6 месяцев. В мире есть около десятка стран, которые находятся на таком же технологическом уровне - например, Германия, Япония, Южная Корея, Канада, Аргентина, Бразилия и даже Нидерланды. Эти страны со своим ядерным потенциалом способны, если это будет политически необходимо, создать ядерное оружие в течение нескольких месяцев. Иран хочет достичь такого же уровня. Если Иран не станет делать саму бомбу, американо-израильские удары могут не состояться.
Вполне возможный сценарий - это продолжение переговорного процесса, который может идти до бесконечности. Вспомним предысторию ядерной сделки 2015 года: переговоры шли 12 лет. Поэтому начиная с ноября опять могут начаться новые раунды переговоров.
Подготовил Владислав Шабловский