20.09.2022 10:31
Культура

Актер Данияр Алшинов в интервью "РГ" - о казахском вестерне "Голиаф"

Текст:  Сусанна Альперина
Фестиваль онлайн-кинотеатров "Новый сезон", который сейчас проходит в Сочи, открылся российской премьерой фильма "Голиаф" Адильхана Ержанова.
/ Предоставлено онлайн-кинотеатром START
Читать на сайте RG.RU

Онлайн-кинотеатр Start, который в первый день работы фестиваля отметил юбилей - пять лет, можно поздравить с приобретением такой картины для цифрового релиза. Напомним, что российско-казахская лента, герои которой говорят и на русском языке, была в этом году на Венецианском кинофестивале в программе "Новые горизонты" и получила награду - премию Bisato d'oro. Это - премия кинокритиков, которую вручили актерам Берику Айтжанову и Данияру Алшинову.

Делегация фильма "Голиаф" на Венецианском фестивале. / ASAC / P. Zucchiatti

Последний приехал представлять фильм и в Сочи, вместе с одним из продюсеров картины Георгием Шабановым и актрисой Александрой Ревенко.

У Данияра Алшинова с Адильханом Ержановым - крепкий творческий союз: актер снимался в семи фильмах режиссера. А Александра Ревенко - в двух. А картины Ержанова все заставляют о себе говорить - одна ярче другой. В частности, после фильма "Желтая кошка" его имя - у всех на слуху. А только в этом году у Ержанова на кинофестивале в Роттердаме был фильм "Штурм", который не может оставить зрителя равнодушным (есть в библиотеке онлайн-кинотеатра Premier).

Кадры из фильма "Штурм"

На фестивале "Пилот" Ержанов под эгидой онлайн-кинотеатра ИВИ представил свой первый сериал "Замерзшие", а на "Короче" был прекрасный короткий метр режиссера "Возвращение Зои", в котором актеры Владимир Яглыч и Светлана Степанковская совершенно неузнаваемы (кстати, Данияр Алшинов снимался и в нем, и в "Штурме").

Кадры со съемок сериала "Замерзшие"

И вот - "Голиаф", который необычен не только тем, что показывает Казахстан не с парадной стороны, а честно говорит о проблемах (в частности - маленькой провинции Каратас), и тем, что демонстрирует самобытную и неповторимую операторскую работу и режиссерское видение темы. Это попытка снять чуть ли не первый казахский вестерн. Да-да, в Венеции, а теперь и в Сочи, эту работу Ержанова сравнивают с фильмами великого Серджио Леоне.

Фильм Сокурова покажут на фестивале в Токио

Обозреватель "РГ" спросила у Данияра Алшинова о том, насколько частый жанр "казахский вестерн" и как он работал над образом (артист сыграл в картине криминального авторитета Пошаева, который держит всех в страхе в поселке Каратас).

"Я не берусь отвечать за всех режиссеров, - сказал Данияр "РГ", - не все казахстанские фильмы смотрел. Но могу сказать, что действительно мы такое видим нечасто. Когда мы создавали этот фильм нам многие говорили: "О, вы снимаете вестерн - прикольно. Интересно посмотреть, что получится". А потом сами признавали, мол, ведь действительно, у нас есть все для этого: и природа схожая, если смотреть классические вестерны, и есть свой национальный колорит, который может хорошо разнообразить этот жанр. И фильм будет интересно и выгодно смотреться.

Однако так, чтобы это было нашей особенной "фишкой" во время создания фильма, я бы не сказал. Это был, скорее, эксперимент".

Делегация фильма "Голиаф" на Венецианском фестивале. / Предоставлено онлайн-кинотеатром START

А конкретно для вашей роли у вас был пример - герой западных вестернов?

Данияр Алшинов: Конечно, мы вдохновлялись фильмами Серджио Леоне, Дамиано Дамиани и другими. Но не могу сказать, что брали конкретного героя, как пример - история больше шла от драматургии. И, конечно же, фильм должен был быть актуальным в наших казахских реалиях. Так что мы от них и отталкивались. Где-то он похож на Батыра - национального героя казахских сказок. Как такой может жить в современном обществе? Он ведь защищает своих людей, делает для них что-то, но при этом действует жестко. Мы брали в референсы, кстати, и глобальных персонажей - таких, которые есть, например, у Шекспира или Орсона Уэллса. То есть - всего немного, по чуть-чуть, и сложно сказать, что именно было определяющим. Начинаешь играть, ориентируясь на все это, а там уже как получится - работает или нет. Не работает - ищешь дальше. А когда еще и фильм смонтирован, он обретает дополнительные краски и уже смотрится совсем в другом ключе. Так что сложно вывести четкую формулу создания персонажа".

Почему фильм про выживание "Вышка" стал лидером проката
Мировое кино