Так стоило ли ехать сюда из Краснодара, за 2 тыс. км, чтобы взглянуть на столь масштабный пример экологической катастрофы? Отвечу - да. Это одна из тех редких поездок, где заведомое ожидание увидеть что-то конкретное не оправдывается. Даже в своих нынешних скромных размерах Арал продолжает жить, впечатляя внезапным сочетанием красок и внутренней силой.
Бездорожье и Кублан
...Места мы выбрали дикие, удаленные, но наш черный внедорожник Niva Bronto достойно преодолел все преграды пустыни.
До пункта пропуска со стороны Астраханской области добрались только к ночи первого дня, оставив позади вполне удобоваримые 870 км трассы Р-216. Пограничники, осматривая автомобиль, заметили в багажнике три канистры. "Кто же едет в Казахстан со своим топливом?" - усмехнулись они. Бензин в бывшей советской республике и вправду дешевый - Аи-95 на разнокалиберных бензоколонках в среднем стоит 203-209 тенге за литр, в переводе на наши деньги - чуть меньше 30 рублей. Но и запасы пригодились: наличность мы смогли обменять только в "нефтяной столице Казахстана" - Атырау (российские банковские карты, увы, не в ходу).
Главное открытие - убийственная трасса, начавшаяся сразу после границы. Сначала на графитовом полотне асфальта, словно мираж, выросла строительная техника. Свернули на параллельную песчаную колею, чтобы объехать дорожников. На улице +40, по обе стороны раскинулась желтая равнина с выгоревшими кустами саксаула, и встречавшиеся на обочинах верблюды казались невсамделишными, застывшими под полуденным солнцем. В итоге весь путь ехали не по дороге, а рядом с ней, волоча за собой шлейф пыли.
После распада СССР это единственное шоссе на северо-западе не ремонтировали от слова совсем. Так что езда по песчаным колеям даже безопаснее. Впрочем, и она не спасает от происшествий: двигатели закипают, слетают колеса, а некоторые автомобили так и остаются лежать на обочине. Однако власти республики планируют завершить строительные работы в 2023 году.
- Мало кто решается ехать сюда на собственном транспорте, - говорит казах Кублан, которого мы взяли в попутчики.
- А как же вы добираетесь?
- На поезде, но сегодня не удалось, - говорит он.
Кублан возвращается после рабочей вахты домой в Атырау, где его ждут жена и двое сыновей. Работает в нефтетранспортной компании, но признается, что даже по местным меркам его хорошей зарплаты едва хватает на жизнь. Поэтому приобрел верблюдицу.
- Это выгодное инвестирование - животные неприхотливы, затраты минимальны. Гуляют по степи под присмотром пастуха, - разъясняет он.
Добро пожаловать в Узбекистан
Аральское озеро далеко не курорт, к нему не ведут дорожные указатели, а расспросы местных жителей не дают быстрого результата. Мы уже пересекли границу с Каракалпакстаном - внешне не самый зажиточный регион в Узбекистане. На русском языке здесь изъясняются слабо, так что в ход идут жесты, рисование схем на песке. Во избежание ошибок постоянно уточняешь информацию.
Добрались до поселка Жаслык, от него до моря уже рукой подать. Здесь есть аккуратная железнодорожная станция - в расписании с удивлением видим еженедельно курсирующий поезд из Волгограда. Но все, кто бывал на озере, настойчиво рекомендовали нам проехать к нему через Кунград, потому что туда ведет относительно существующая дорога Бейнеу - Нукус. А это внушительный крюк в 350 км. С учетом дефицита горючего - в радиусе 200 км АЗС просто нет, а в продаже один бензин А-80, мы отказались от такого варианта. В конце концов выяснили короткий путь. Звучит он так: на выезде из Жаслыка повернуть налево у линии ЛЭП, питающей маленькие поселки в пустыне, и все время двигаться вдоль нее.
...И вот спустя четыре часа блеснуло Аральское море. Оно походит на синий остров, обдуваемый прохладными ветрами. А вокруг знойные марсианские песчаники.
Нет ни питьевой воды, ни сотовой связи, ни жилья, кроме единственного юртового лагеря, где можно остановиться на ночлег за 650 рублей с человека.
Жизнь Арала
Берег, схваченный коркой соли, болотистый. Особенно непривычно при заходе в воду: дно вязкое, и проваливаешься по щиколотку в прохладную глину. Эксперты отмечают, что обмеление Аральского моря сопровождалось постоянным ростом солености. Если в 1960-х оно было лишь солоноватым - 10 граммов на литр, то сейчас содержание минерала в западном бассейне достигает 200 граммов. Так что не советую нырять: даже при мало-мальском попадании воды в глаза возникает острое жжение.
- Все-таки Арал нельзя сопоставить с Мертвым морем, где живут одни бактерии, - делится замдиректора института океанологии им. Ширшова РАН Петр Завьялов. - В таких условиях активно функционируют специфические, но вполне жизнеспособные биологические сообщества - водоросли, фитопланктон, артемии (жаброногий рачок).
Сотрудники института регулярно проводят экспедиции к Аралу, исследуют его. Главной причиной высыхания моря принято считать человеческую деятельность - избыточный забор воды из рек Амударья и Сырдарья. Но все ли так однозначно? Геологические исследования дна показали, что Арал в своей непростой истории переживал четыре регрессии и сегодня - пятую, наиболее глубокую. Связаны они с естественными климатическими циклами, поэтому даже если бы не было масштабного отбора вод рек, уровень моря все равно бы понизился.
- В обозримом будущем Западный Большой Арал, который наиболее пострадал, конечно, совсем не исчезнет, глубина 20 метров не позволит. Но может сократиться в два-три раза, - добавляет Петр Завьялов. - Кроме того, его питают стоки подземных вод, в какой-то момент они сравняются с испарением, потому что со сжатием площади водного зеркала уменьшается и испарение. Плюс вырастет соленость - до 300-400 граммов на литр, а скопление рассола также замедляет процесс.
...Прогуливаясь вдоль моря, сложно назвать его зоной экологического бедствия. Природа специфическая, но очень красивая. Даже в каком-то смысле чистая. Здесь практически нет людей, только ветер, степь и солнце, а соль наряду со своими вредными свойствами дезинфицирует все вокруг.