Понимание того, что никакого диалога на предстоящем Совбезе не получится пришло в среду после утреннего выступления на Генассамблее президента США Джо Байдена и вечернего - президента Украины Владимира Зеленского. Эта "несладкая парочка" лишь подтвердила: Вашингтон использует неделю высокого уровня в двух целях. Первая - создать в публичном пространстве иллюзию изоляции и всеобщего осуждения России. Справиться с этой задачей у Белого дома получается так себе - достаточно посмотреть на плотную программу встреч министра иностранных дел России. Но когда в сессионном зале один за другим американские союзники и вассалы повторяют написанные под копирку абзацы о "плохой России", напавшей на "хорошую Украину" и угрожают санкциями тем, кто хотел бы в этом конфликте сохранить нейтралитет, это может повлиять на колеблющихся.
Не менее очевидной выглядит и вторая цель Вашингтона - перетянуть посулами на свою сторону не пожелавшие осуждать действия России страны. "Морковка" предназначена государствам Африки и Латинской Америки, чье отношение к Москве не столь однозначное. При этом в качестве "приманки" выступает гипотетическое членство - постоянное или временное, для этих стран в некоем расширенном Совете безопасности ООН. Идея его расширения не нова. До сих пор в этом вопросе постоянные члены Совбеза проявляли сдержанность - ведь с расширением существенно затруднится согласование решений. Теперь Вашингтон задумал ранее казавшееся немыслимым - под предлогом участия Москвы в конфликте на Украине переподчинить Совет безопасности себе, сделав его инструментом американской политики. Повторив тем самым прием по созданию лояльного большинства в международных организациях, который Белый дом уже неоднократно реализовывал.
В ходе нынешней Генассамблеи Россия столкнулась со скоординированной геополитической компанией. На первоначальном этапе ее запевалами стали президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц. Они от имени Европы потребовали с трибуны расширения Совета безопасности. Берлин уже объявил, что достоин войти в число постоянных членов Совбеза. Но в расширении не прочь поучаствовать и другие государства G7. Однако, "набить" Совбез своими союзниками, с точки зрения, Белого дома - только половина задуманной реформы. В частности, Макрон предложил лишить всех членов Совета безопасности - и новых, и старых, права вето. Хотя формально данная инициатива затрагивает интересы США, все понимают, что направлена она на ущемление интересов России и Китая, которые достаточно часто оппонируют Вашингтону в Совете безопасности. В дальнейшем идею о лишении России права вето стали с трибуны Генассамблеи "разгонять" зависимые от американцев страны. А апогеем этой истерии о лишении России права вето стало телевыступление Зеленского - тот "по-простому" назвал лишение России права вето наказанием для Москвы. После чего окончательно стало понятно, кто дирижирует этим хором псевдореформаторов, и в чьих интересах они действуют.
Подобный прием не удивляет - ранее в Евросоюзе также заговорили о реформе голосования. С точки зрения еврочиновников, необходимо ликвидировать право накладывать вето у входящих в ЕС национальных государств при обсуждении внешнеполитических вопросов. С тем, чтобы всегда и во всем торжествовало мнение европейского большинства.
Вашингтон использовал украинский конфликт для моральной подготовки мирового общественного мнения к реформе ООН по американскому сценарию, даже если такой шаг по формальным признакам окажется противозаконным. При удачном стечении обстоятельств Белый дом рассчитывает, что своими действиями вынудит Россию и Китай добровольно прекратить работу на ооновской площадке. Такое развитие событий нельзя исключать, если идея с ликвидацией у членов Совбеза права вето получит практическое воплощение.
Так что нынешнее заседание Совета безопасности для обсуждения "нового сценария ситуации на Украине", призвано еще раз подчеркнуть недееспособность этой ооновской структуры. Ведь участникам Совбеза договариваться не о чем. С трибуны Генассамблеи Зеленский потребовал от международного сообщества оружия, денег и санкций против Москвы. На полях Генассамблеи верховный представитель ЕС по международным делам и политике безопасности Жозеп Боррель объявил о созыве экстренной встречи глав МИД единой Европы для обсуждения новых ограничительных мер против России. Предупреждение Сергея Лаврова о том, что США балансируют на грани превращения в сторону конфликта на Украине, американская сторона демонстративно пропустила мимо ушей. На днях координатор по стратегическим коммуникациям в совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби объявил: США не считают, что фактически участвуют в войне против России. А значит могут и дальше поставлять Киеву оружие, снабжать его разведывательной информацией и деньгами. О чем собственно упомянул в своей речи президент США Джо Байден.
На Совете Безопасности ООН глава МИД России выступал уже после того, как госсекретарь США Энтони Блинкен обрушился с эмоциональной критикой на действия Москвы. Впрочем, в этот момент российского министра в зале заседаний не было. Появление Лаврова вызвало живейший интерес среди членов Совбеза, похоже, изрядно подуставших от однообразных малосодержательных речей коллег с осуждением Москвы. Стоило Лаврову заговорить, как в зале наступила напряженная тишина. Все участники Совбеза, не шевелясь, смотрели на российского министра. И это не фигура речи, не придуманные журналистские образы - я это видел.
Казалось, что слова Лаврова вводят большинство сидящих за круглым совбезовским столом дипломатов в какое-то оцепенение. Впервые за время заседания на Совбезе звучали не абстрактные осуждения, сожаления и призывы, а факты, от которых невозможно полностью отмахнуться. Лавров говорил о тотальной мобилизации, включая женщин, в националистические батальоны и войска на Украине. Об игнорировании западным сообществом продолжающихся восемь лет убийствах мирного населения Донбасса. О том, что своей безнаказанностью киевский режим "обязан" Германии, Франции и США. Министр напомнил, что Киев вел "тотальное наступление на русский язык и ущемлял русскоговорящих".
А Запад, поставляя Украине оружие, стремится растащить и ослабить Россию. Говорил Лавров о тактике террористов, которую использует киевский режим, прикрываясь мирным населением как щитом. Глава внешнеполитического ведомства РФ обратился к западным странам и ООН, чтобы те добились от Украины элементарного шага: потребовали от Киева опубликовать имена людей, чьи трупы были показаны во время провокации в Буче. Напомнил Лавров о том, что на Украине уничтожают книги на русском языке, поступая, как в нацистской Германии. Мне показалось, что в этот момент госсекретарь США крепко сцепил руки, словно боясь, что те выдадут его эмоции.
После завершения речи российский министр встал и вышел из зала - спешил на переговоры с министром иностранных дел Бахрейна. Госсекретарь США проводил его глазами, но остался выслушивать представителя Британии. На заседании Совета Безопасности ООН разговор между Лавровым и Блинкеным не состоялся. Теперь уже точно.
Подготовил Евгений Шестаков