"Московские кинотеатры - это бизнес, который формировался самостоятельно, без государственной поддержки, - подчеркнул он. - В городе удалось создать с нуля мощную инфраструктуру, которую важно сохранить. Именно поэтому правительство Москвы приняло решение поддержать столичный кинопоказ. В городские кинотеатры ходят не только за просмотром блокбастеров, здесь проходят ретроспективы, небольшие фестивали, образовательные и просветительские программы".
Главное условие для получения городской поддержки очень простое - продолжать работу в течение ближайших трех месяцев. Судя по всему, меры сработали - с начала года в Москве закрылись 16% кинотеатров, хотя по стране в целом приостановили показы около трети коммерческих кинозалов.
Эксперты отмечают, что по кинотеатрам ударило сразу два кризиса, один за другим. Сначала они пострадали от пандемии - кинозалам приходилось даже закрываться, а в остальное время действовали ограничения по количеству зрителей. Когда же ковидные ограничения начали сходить на нет, сказались санкции - они лишили наших прокатчиков возможности показывать многие зарубежные фильмы, которые зачастую собирали полные залы и приносили существенную долю выручки.
В Москве каждый кинопрокатчик смог в виде поддержки получить до 50 миллионов рублей на компенсацию лицензионных платежей на показ российских фильмов. То есть лишенные возможности показывать зарубежные блокбастеры кинотеатры компенсировали затраты на показ отечественного кино. При этом поддержку получили как крупные киносети, так и индивидуальные кинотеатры, в том числе расположенные в периферийных районах города.
Кроме того, ведущим кинопрокатным сетям власти выдают гранты на продвижение отечественного кино - деньги помогают им продвигать российские фильмы. В кинотеатрах это решение приветствуют и отмечают, что перед ними стоит задача перестроить свою работу, что сделать без поддержки очень трудно.
"В условиях отсутствия блокбастеров перед кинотеатрами стоит особая задача по перестраиванию маркетинговых и рекламных цепочек - нужно реформировать эту модель для того, чтобы целевой зритель наверняка получил информацию об интересующей его премьере и новинках репертуара, - объясняет "РГ" президент сети кинотеатров "КАРО" Ольга Зинякова. - Поэтому субсидия очень кстати, за что мы благодарим столичные власти. Она поможет кинотеатрам пережить остаток года: чтобы грядущие большие российские премьеры собрали достойную кассу, им понадобится хорошее промо".
По данным отраслевых ассоциаций, с марта по июнь выручка от продажи билетов в кино в целом по стране упала на 70%. Отсутствие выходов западных фильмов на фоне недостатка российских премьер привело к закрытию примерно 200 российских кинотеатров.