Сегодня нагрузка на морские перевозки колоссальная. Только в августе 2022 года три судна, работающие на линии Усть-Луга - Балтийск, доставили в западный эксклав страны более 58 тысяч тонн грузов, включая горюче-смазочные материалы, удобрения, продукты питания, каменный уголь и накатную технику. Как сообщает оператор паромной линии, если в июле еще можно было найти свободные места на сухогрузе "Урса Майор", то в августе его загрузка составила 100 процентов. Очередь была расписана до середины сентября. Сегодня ситуация только усугубилась. Паромы остались единственной здоровой альтернативой для ввоза товаров из санкционных списков в Калининградскую область после введения Литвой и Евросоюзом транзитных ограничений.
Однако курсирующих по морским линиям восьми судов отчаянно не хватает. В сентябре очередь из полутора тысяч автомобильных фур, ожидающих погрузки на паромы из Ленинградской области до Калининграда, растянулась на три месяца.
- Если еще какая-то возможность уплыть из Балтийска в направлении Усть-Луги еще есть, то в обратном направлении уже образовалась многотысячная очередь из грузовой техники, - рассказал директор одной из логистических компаний Калининградской области Сергей Гоз. - Мощность паромной переправы на этом направлении в месяц составляет примерно 550 единиц накатной техники. Больше они просто физически не в состоянии вывезти. Поэтому необходимо организовать дополнительные два-три рейса, чтобы доставить автотранспорт с грузами и разогнать образовавшуюся пробку.
Однако разовой акции недостаточно, в вопросе грузоперевозок необходима системность. Это понимают и в правительстве Калининградской области. Первым решить проблему с очередями поможет новое судно "Спарта-1", которое вышло на линию Усть-Луга - Балтийск 22 сентября. На нем будут преимущественно перевозить автотранспорт и контейнеры.
Параллельно турецкий завод в Стамбуле готовит к сдаче паром "Генерал Черняховский", который 30 сентября должен прибыть в Калининградскую область. Судно предназначено для перевозок железнодорожных составов, автомобилей и прочих накатных грузов. При этом паром совмещает два вида топлива - дизельное с низким содержанием серы и сжиженный природный газ.
После этого самый западный регион страны с основной частью России по морю будут связывать десять судов. На линии Усть-Луга - Балтийск курсируют паромы "Амбал", "Балтийск", "Маршал Рокоссовский", сухогруз "Урса Майор" и новый паром "Спарта-1".
Ленинградский порт Бронка и Калининград связывают суда "Холмогоры", "СТК-1004", "СТК-1019" и "СТК-1023". В августе этого года Росморречфлот зарегистрировал третью паромную линию Усть-Луга - Калинингра", куда вскоре перекинут паромы "Маршал Рокоссовский" и "Генерал Черняховский".
Региональным властям также удалось закрыть вопрос субсидирования морских перевозок, которые были дороже сухопутных примерно на сорок процентов. Соответствующее распоряжение уже подписали в федеральном правительстве. На субсидирование перевозок морским транспортом выделили более 1,3 миллиарда рублей. Средства передадут Росморречфлоту, который распределит их между грузоперевозчиками. В правительстве Калининградской области подчеркнули, что принятое решение позволит перевозить товары морем между эксклавом и основной частью России по льготному тарифу. Это особенно актуально в условиях растущего грузопотока. По примерным оценкам, к декабрю 2022 года в регион доставят порядка 750 тысяч тонн товаров, в другие субъекты страны из эксклава вывезут 150 тысяч тонн грузов. Речь идет об угле, цементе, строительном кирпиче и автомобилях.
Впрочем, несмотря на сложности, региональный логистический бизнес остается привлекательным для новых инвесторов. О намерении работать в Калининградской области заявили сразу несколько российских компаний.
- Один из крупнейших логистов страны уже себя презентовал. В его распоряжении - собственный подвижной состав и терминальная сеть, - пояснил президент Калининградской торгово-промышленной палаты Феликс Лапин. - Кроме традиционного сервиса в виде вагонов, платформ, автомобилей и контейнеров, они могут предоставить дополнительное судно, которое свяжет Санкт-Петербург с Калининградом. В целом транспортники готовы работать в нашем регионе, невзирая на санкции. Есть логистические компании, предоставляющие сервис по всему миру, а не только в России или на территории Таможенного союза, и они готовы с нами сотрудничать.
Калининградские предприниматели жалуются на сложности с таможенным оформлением грузов в Усть-Луге. Из-за бюрократических проволочек увеличивается время взвешивания отдельных групп товаров.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов поручил региональному уполномоченному по защите прав предпринимателей Светлане Нижегородовой направить собранные по таким случаям материалы в Федеральную таможенную службу, чтобы оперативно решить проблему.
1146 вагонов с грузами доставили в Калининград паромы "Амбал", "Балтийск" и "Маршал Рокоссовский" в августе 2022 года.