О первом опыте уральцев по созданию вторичного рынка комбайнов "РГ" подробно рассказывала в материале "Секонд-хенд выходит в поле" ("Экономика Уральского округа" от 2 июня 2022 года): нынешней весной на базе СПК "Уралагродонсервис" для фермера из Шалинского района Ивана Космана капитально отремонтировали комбайн 1991 года выпуска. Приобрести новый даже по льготной цене небольшому хозяйству не под силу, а модернизированная машина обошлась всего в 1,6 миллиона рублей. Как показала страда, решение себя оправдало: комбайн отработал отлично.
Почти у половины уборочной техники в хозяйствах Среднего Урала (у 370 из 796 машин) уже истек срок амортизации, установленный производителем, - ей как минимум требуется капитальный ремонт. Вот только восстанавливать "корабли полей" для большинства хозяйств, особенно мелких, проблематично: у них нет ни мастерских, ни опытных ремонтников, ни запчастей.
По данным ученых Уральского государственного аграрного университета, коэффициент охвата сельхозтехники капитальным ремонтом далек от нормы. Для тракторов он составляет всего 0,06 процента, для зерноуборочных комбайнов - 0,14. По подсчетам специалистов, для восстановления готовности парка к следующему сезону в области необходимо капитально отремонтировать не менее полусотни тракторов и 18 комбайнов.
Расчет на то, что изношенную технику быстро заменит новая, не сработает: несмотря на меры господдержки, парк обновляется медленно. Самые масштабные приобретения аграрии области сделали в прошлом году, закупив 44 единицы уборочной техники. Нынче планируется приобрести 29. Ситуацию усугубил уход с рынка зарубежных производителей, к тому же цены на отечественную технику поднялись существенно: если год назад зерноуборочный комбайн популярной серии ростовского производства стоил 10 миллионов рублей, то сегодня - 15 миллионов в стандартной комплектации.
- В этой ситуации необходимо развивать вторичный рынок, сформировать систему ремонтных служб. Опыт эксплуатации техники, прошедшей ремонт и модернизацию, показывает высокую экономическую активность: возможно восстановить не менее 80 процентов ресурса машины, - уверен исполнительный директор ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельхозкооперативов региона Иван Сысолятин.
Несмотря на разницу в стоимости новой и отремонтированной машины, для запуска вторичного рынка нужны серьезные вложения. По данным УрГАУ, стоимость капремонта трактора в среднем составляет 222,2 тысячи рублей, зерноуборочного комбайна - 356 тысяч. Если учесть количество требующей модернизации техники, расчетная сумма получится серьезная - почти 18 миллионов. Без поддержки со стороны региональных властей процесс не пойдет, опасаются крестьяне. В министерство АПК и потребительского рынка региона представители ассоциации передали предложения по запуску проекта и программы субсидирования ремонтных работ.
В ответ им сообщили, что "государственной поддержкой не предусмотрено субсидирование из регионального бюджета приобретения сельхозтехники, бывшей в эксплуатации": это нецелесообразно. Также в официальном письме сказано, что "Росагролизинг вышел с инициативой создания в регионах специализированных центров для обслуживания и ремонта техники". В них планируется проводить не только гарантийное обслуживание, но и прочий ремонт машин.
Светлана Максимова, председатель федерального совета АККОР:
- Проблема чрезвычайно актуальна не только для Свердловской области. Недостаток сельскохозяйственной техники чувствуется во всех регионах. Конечно, новые машины приобретать нужно, но и на восстановление имеющихся ресурсов стоит обратить особое внимание. Уральцы одними из первых в стране подняли вопрос восстановления ремонтной базы, формирования прозрачного вторичного рынка сельхозтехники. Поэтому мы поддерживаем идею запуска на Урале пилотного проекта, но для его продвижения необходима господдержка - не менее серьезная, чем предусмотрена на закупку новой техники.