Проект стратегии развития Олимпийского комитета России до 2028 года в рамках сессии презентовал Владимир Сенглеев. Главной целью ОКР в этот период названо содействие устойчивому развитию и эффективной деятельности организаций-членов ОКР, создающих условия для качественного развития и реализации спортивных способностей человека. Развитие олимпийских видов спорта и массового спорта, содействие подготовке олимпийского резерва в среднесрочной перспективе, пропаганда олимпийских идеалов и ценностей, олимпийское образование, международная деятельность, правовое обеспечение и антидопинговая деятельность определены приоритетными направлениями в работе ОКР в ближайшие шесть лет.
Озвученные масштабные планы требуют финансовой поддержки со стороны государства. Потерянные доходы от массового отстранения российских спортсменов от международных соревнований, потребность в оперативном создании спортивной инфраструктуры в регионах страны, реализуемые программы по импортозамещению привели к дополнительной нагрузке на бюджет.
Как отмечалось на форуме, в текущей ситуации существенной помощью спортивным федерациям стали целевые отчисления от букмекерской деятельности, перечисляемые Единым регулятором азартных игр (ЕРАИ). Внебюджетное финансирование получают 115 спортивных федераций и 2 профессиональные спортивные лиги, в том числе - 51 Олимпийская федерация. Причем из 9,7 млрд целевых отчислений за 9 месяцев работы ЕРАИ Олимпийским федерациям было перечислено 3,4 млрд рублей.
"За 9 месяцев работы ЕРАИ собрал и перечислил спортивным федерациям 9,7 млрд рублей. Важно, что двадцать процентов от этой суммы предназначено для развития детско-юношеского спорта. Это позволит растить собственные кадры. Поддерживать юных спортсменов с детства. Сегодня в ходе панельной дискуссии говорилось о важности повышении уровня конкурентоспособности молодых российских спортсменов. В сложившейся ситуации мы имеем для этого все возможности", - сообщил собравшимся Алексей Грачев. Также в ходе доклада им были озвучены прогнозы по целевым отчислениям в 2022 году. Согласно расчетам аналитиков ЕРАИ, они составят 12 млрд рублей, превысив показатель за предыдущий год на 20 процентов.
В контексте перспектив увеличения внебюджетного финансирования спорта озвучивалось два подхода. Первый можно условно назвать консервативным. Он заключается в доработке действующей нормативной базы. Большое внимание уделяется усилению борьбы Единого регулятора с незаконными организаторами азартных игр: результат - сокращение теневого рынка, что за время работы ЕРАИ уже привело к увеличению оборота добросовестных букмекеров. Соответственно, и к росту налогооблагаемой базы и целевых отчислений на развитие спорта в Российской Федерации.
Фактически, можно сказать о прямой зависимости - чем прозрачнее игорный рынок, тем больше выручка легальных организаторов азартных игр и тем больше целевые отчисления на спорт. Конечно же, в выигрыше оказались и сами букмекеры - любители азартных игр пользуются услугами легальных компаний, отсекаются сайты-"однодневки". Российские граждане, играющие у легальных организаторов азартных игр, в свою очередь, получают защиту от мошенников. Т.е. в выигрыше оказались все, а рынок стал более цивилизованным и прозрачным.
И второй обсуждаемых подход - прогрессивный. Он предусматривает увеличение количества субъектов, с которых Единым регулятором азартных игр удерживаются целевые отчисления.
На рассмотрении в Госдуме сейчас находится законопроект, который фактически включает в себя оба подхода. Его принятие гарантирует рост внебюджетного финансирования спортивной отрасли. В самом Едином регуляторе заявляют, что технически готовы исполнить все требования документа.
В завершении дискуссии прозвучало предложение создать рабочую группу, в состав которой войдут представители Минспорта РФ, ОКР и ЕРАИ. Целью ее работы станет повышение эффективности выделяемых на развитие Олимпийских федераций бюджетных и внебюджетных средств.