Коммуникации находятся в центре нашей жизни, и это не только про передачу информации от одного человека к другому, но еще и про интеракцию и перцепцию. Проще говоря, про взаимное влияние и восприятие. В таком пакете коммуникация может повысить затраты на наем и обучение постоянно меняющихся сотрудников, травмировать участников, разрушить коллектив до основания и в итоге погубить бренд. Недостаточно наладить бесперебойный обмен информацией - важно научиться строить конструктивные и длительные человеческие отношения.
Коммуникация - многосторонний и сложный процесс. Само понятие находится на стыке социальных наук и менеджмента. Процесс и стратегия внутренних коммуникаций напрямую влияют на многие области в бизнесе. Преимущества правильного общения в команде устраняют вероятность недоразумений, улучшают атмосферу и результат работы. Задачи решаются вовремя, качественно, персонал работает эффективнее. Кроме того, общение помогает усилить мотивацию команды, установить доверительные отношения, снизить текучесть кадров и создать эффективную бизнес-среду. Именно поэтому сегодня коммуникация является стратегическим элементом управления организацией.
Процесс коммуникации состоит из нескольких частей: это сбор информации, выбор канала, передача и ее интерпретация. Сбой может происходить на любом этапе процесса под воздействием человеческого фактора.
В этом смысле цель руководителя - задать тон и сыграть ключевую роль в установлении правильных связей внутри организации, поскольку все функции управления неразрывно связаны с общением. Именно оно формирует или разрушает продуктивную и благоприятную рабочую среду.
Если руководитель ведет себя, как в печально знаменитых организациях, где в подчиненных летят пепельницы и ноутбуки, атмосфера оказывается подорвана у самого основания, и ждать от нижних слоев коммуникативных процессов позитивного фона не приходится. Талантливые сотрудники уходят, не успев раскрыть свой потенциал. Компании несут очевидные репутационные и финансовые убытки.
На первый взгляд, все очевидно, но количество стресса на работе непрерывно растет. Учитывая турбулентное время, необходим универсальный рецепт решения конфликтов и налаживания эффективных рабочих связей. Один из таких инструментов - модель коммуникации PCM.
Она основана клиническим психологом, доктором философии Тайби Кэйлером, который был удостоен премии в области психологии Эрика Берна в 1978 году за ее открытие. Эту модель еще называют "эффективность без стресса". РCM - простой инструмент, который ориентируется на структуру личности, учитывает характеристики человека и прокладывает мостик к пониманию друг друга через коммуникацию, в том числе в сложных конфликтных ситуациях.
Суть заключается в изучении и анализе индивидуальной структуры личности. Выделяют шесть персональных моделей, которые предопределяют основные свойства характера, способ восприятия реальности, источники мотивации, задают стиль общения и предсказуемый сценарий поведения человека в условиях напряжения: "деятель", "упорный", "душевный", "логик", "бунтарь" и "мечтатель".
Каждый из типов личности имеет свои сильные и слабые стороны, характерные особенности, зафиксированные в определенном порядке. Кроме того, доказано, что сформированный однажды порядок редко меняется. Таким образом, используя эти знания, можно оценивать собственное поведение, понимать собеседника и общаться наиболее адекватным способом, решать конфликты и возвращаться в позитивное и продуктивное русло в процессе коммуникации. Причем делать это быстро. Профессионалу достаточно 10 минут, чтобы найти правильный канал коммуникации собеседника, разобраться, что за тип личности перед ним, подобрать ключ к эффективному взаимодействию. Это тренируемый навык, который можно развивать и постоянно прокачивать.
Модель учит коммуницировать естественным образом, выявлять предпочтительный стиль общения собеседника и использовать тот канал коммуникации, который в полной мере позволяет понять содержание сообщения. Например, с ее помощью в NASA сократили время на проведение интервью с астронавтами с полутора часов до 15 минут. Многие крупные международные и российские организации внедрили РСМ-модель на уровне руководства и сотрудников.
К процессу обучения можно подходить с разных сторон. Наиболее продуктивным считается внедрение через руководство. Когда на лидерских позициях культура PCM принимается позитивно, программа каскадируется на управляемые команды и профильные отделы. Однако это не единственный способ, и в конечном счете выбор делается на основе запроса - задачи, с которой компания приходит к необходимости управления коммуникацией.
PCM-модель рассчитана на работу в разных направлениях. Руководителям поможет построить эффективную команду, НR и рекрутерам - формировать эти команды, блогерам и ораторам - писать посты и речи, которые будут цеплять читателя и слушателя, психологам и коучам - находить ключ к клиенту, парам - строить гармоничные отношение, семьям - находить подход к детям и говорить с ними на одном языке.