Велосипедист в Минске - это молодой мужчина на горном двухколесном транспортном средстве. Сказались два года пандемии, а также техническая конкуренция в виде малых электрических средств индивидуальной мобильности. Впрочем, от простого велосипеда белорусы не отвернулись: эти средства передвижения есть у большинства семей в крупных городах. Исходя из этого развивается и инфраструктура.
Торговля предлагает в основном российские, китайские и, конечно, белорусские двухколесные машины. К слову, отечественный велосипед переживает второе рождение: Минский мотовелозавод, известный когда-то на весь Советский Союз техникой марки "Аист", под контролем государства выходит из затяжного кризиса. В августе, когда Президент Александр Лукашенко в очередной раз посещал предприятие, прозвучала информация: за прошлый год завод реализовал, в том числе на экспорт, 105 тысяч велосипедов, в планах наращивание производства до 200 тысяч.
А еще в результате модернизации должна до 80-90 процентов увеличиться локализация производства. Пока же большинство комплектующих закупается в Китае.
Лидером в развитии велосипедной инфраструктуры является Минск. По словам заместителя директора - начальника учебно-методического отдела Минского городского учебно-методического центра физического воспитания населения Виктора Чударева, нынче главным местом притяжения поклонников двухколесной техники являются проходящая через всю столицу магистральная велодорожка протяженностью 27 км и три прогулочные велодорожки протяженностью 5,5 км в городских парках. Кроме этого, есть совмещенные велопешеходные дорожки протяженностью 256 км. Функционирует более 50 пунктов проката, в которых доступны около 1,2 тысячи велосипедов. Развивается и система автоматического проката. Представленные в Минске сети шерингов располагают 3000 велосипедами и 300 электровелосипедами. Самая известная из них нынче предлагает аренду транспорта с помощью мобильного телефона, на который надо скачать специальное приложение. Для велосипеда сумма аренды складывается из двух частей: 0,50 белорусского рубля (11,7 российского) - фиксированная часть, взимаемая независимо от срока, и 0,05 белорусского рубля (1,7 российского) за минуту - переменная часть. Чтобы воспользоваться сервисом, у пользователя должна быть подключена услуга 3D-платежей. Сервис работает с платежными системами Visa, MasterCard, "Мир". Правда, с последней в нынешнем сезоне были сбои, при этом оплатить аренду можно было только с белорусcкой карты.
Для дальнейшего развития велодвижения продолжается работа по улучшению состояния дорог, улиц и тротуаров. В 2022-м в стране появилось новое мероприятие в рамках ежегодной работы по благоустройству населенных пунктов - обустройство велосипедных стоянок. Чаще всего это происходит в местах скопления людей: у торговых центров, рядом с территориями массового отдыха, в районе пересадочных узлов общественного транспорта и т.п. Развивается и система велогаражей, причем в новых кварталах такие места часто проектируют заранее.
Нынешний год также стал поворотным в вопросе взаимодействия водителей двухколесных немоторизованных транспортных средств с другими участниками дорожного движения. В конце октября в Беларуси вступили изменения в Правила дорожного движения, в соответствии с которыми велосипедистам, в частности, можно не спешиваться при пересечении проезжей части дороги. Однако, подъезжая к ней, нужно убедиться в безопасности, заблаговременно снизить скорость движения и пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода. Движение по проезжей части может осуществляться в зоне с ограничением максимальной скорости движения не далее одного метра от ее правого края в один ряд. В жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории ездить на велосипеде разрешается по тротуару, обочине и проезжей части. Словом, двухколесная техника в Беларуси продолжает отвоевывать себе место под солнцем. Но, разумеется, с учетом интересов пешеходов и автомобилистов.
На работу на велосипеде в Москве ездить вполне реально - число точек проката, по информации "Велобайк. Московский велопрокат", достигло 750. Они доступны в пределах десяти минут пешком практически в любом районе столицы. Достаточно много и велосипедов, предлагаемых в аренду, - более 7000 штук. Тем, кто не желает крутить педали, доступны электроциклы, велосипеды, работающие на аккумуляторной тяге.
Точной информации о длине московских велодорожек нет. Несколько лет назад фигурировала цифра 773 км. Потом выяснилось, что к велодорожкам причислили и полосы для движения маршрутных транспортных средств, и такси. Передвигаться по ним на велосипеде, мягко говоря, опасно для жизни. В конце апреля 2022 года заммэра Москвы Максим Ликсутов, отвечающий за дорожно-транспортную инфраструктуру, сообщал, что в текущем году протяженность велодорожек планируется увеличить минимум на 30 км. На момент этого заявления их общая длина составляла 350 км. Примерно к этой цифре подводит и карта велодорожек, доступная на сайте проекта "Веломосква".
Прокатиться на велосипеде по Москве обойдется в небольшую сумму. Действует несколько тарифов. Если велосипед вам нужен для единственной поездки, проще оформить его прокат по тарифу "Поминутный". В этом случае вы оплачиваете минимум 25 рублей из расчета 5 рублей за пользование велосипедом в минуту и добавляете 10 рублей в качестве страховки. Можно взять велосипед на сутки за 155 рублей. Есть также тарифы "Сезон 30 минут" и "Сезон 60 минут" стоимостью 699 и 999 рублей соответственно, в рамках которых доступны поездки выбранной протяженности в период всей работы велопроката. Кстати, в этом году станции аренды велобайков открылись 18 апреля, в планах их работа до 31 октября.
Можно привязать к своему аккаунту карту "Тройка" и использовать ее для получения доступа к велосипеду.
Сравнивать Москву велосипедную с другими городами мира не совсем корректно, считает президент Московского клуба велотуристов Сергей Серганов:
- Основное население живет далеко от работы, чтобы добираться до нее на велосипеде. Да и перебираться по пути через автомобильные развязки очень тяжело. В идеале велодорожка - это трасса, на которую не заезжают автомобили, где не ходят мамы с колясками. Еще одна проблема - во время дождя нет возможности войти в метро с нескладным велосипедом. Да и климат столицы суровее, чем, скажем, в Минске, разница температур достигает трех-пяти градусов. Уже в ноябре дороги покрыты снегом, в то время как в Минске это происходит в конце первой декады декабря.