Слушая новости, сталкиваясь с трагедией, как в Ижевске, переживая утраты - многие сейчас испытывают стресс. Наверное, психологическая помощь нужна людям, в том числе подросткам, как никогда прежде.
Юрий Зинченко: Конечно. Психологи востребованы там, где есть какое-то неблагополучие. Поэтому большое внимание необходимо уделять профилактике, предупреждению подобного рода ситуаций и состояний. За последние годы российские психологи наработали большой опыт в просветительской деятельности. В период борьбы с пандемией COVID-19 ведущими специалистами Российского психологического общества были разработаны рекомендации для различных групп населения по преодолению стресса, снижению тревожности, повышению мотивации обучения в условиях дистанционного образования, минимизации психологических рисков в условиях самоизоляции с детьми, пожилыми людьми и т. д.
Последние события показали, что именно сейчас требуется комплексное профессиональное психологическое сопровождение всей системы образования - и дошкольного, и школьного, и даже высшего. Психологи работают с дошкольниками, школьниками и студентами в части так называемой "произвольной регуляции", чтобы они сохраняли самообладание в различных, в том числе стрессовых ситуациях.
Психологическая культура - не только знания, но и главным образом личное умение справляться с собой и своими негативными эмоциями. Если трудно изменить ситуацию, пробуй изменить своё отношение к ней. Это простой вроде бы механизм, тем не менее требующий большой отдачи от родителей, педагогов и психологов в работе с детьми. Самое главное для ребенка - навыки саморегуляции, самоорганизации. Чтобы в любой ситуации суметь вовремя минимизировать негативные последствия стресса и направить свои силы и эмоции на совладание с трудностями и конструктивное решение проблемы. Так и формируется более уверенный взгляд в собственное будущее.
Получается, задача специалистов - психологическое просвещение детей?
Юрий Зинченко: Эффективное психологическое просвещение требует не меньше профессионализма и усилий, чем любой другой вид психологической помощи или психотерапии. На факультете психологии МГУ реализуется программа дополнительного образования по психологическому просвещению, профилактике и предупреждению психологического неблагополучия.
Психологической культурой и психологической компетентностью должны обладать и родители. Необязательно быть психологом, но нужно обладать знаниями о возрастной физиологии и психологии, иметь представление, через какие важные этапы психологического взросления проходит ребенок от рождения до 3 лет, от 3 до 6, от 6 до 12 лет и далее. Зная это, родители смогут действовать на опережение, совершать меньше ошибок, вовремя помогать своему ребенку эффективности справляться с трудностями, и, во многом, избежать трагических и непоправимых ситуаций.
В каждой ли школе, колледже, вузе работают психологи?
Юрий Зинченко: Проблема есть, но ее решением лично занимаются и Министр науки и высшего образования Фальков, и Министр просвещения Кравцов.
К сожалению, не во всех образовательных организациях есть психологическая служба и даже психолог. С одной стороны, не хватает кадров и нужны дополнительные ресурсы, с другой - работать с молодежью должны профессиональные психологи. Сейчас и "приворожу", и психоанализ, и консультирование, и астрология - все в одном флаконе на одном сайте по одному телефону и адресу… Встает вопрос не только о доступности, но и о качестве предоставляемой психологической помощи. В осеннюю сессию Анна Кузнецова, заместитель председателя Госдумы РФ, планирует внести законопроект о психологической помощи населению, где будет дано четкое определение психологической помощи, кто такой психолог, каковы требования к его образованию и квалификации, чтобы нас отличали от шаманов и прочих псевдоцелителей. И, главное, чтобы уберечь граждан от фейков и мошенников. Обсуждение проекта этого ФЗ стало одной из главных тем на форуме в Екатеринбурге. Мы тесно сотрудничаем с Анной Юрьевной по подготовке текста законопроекта.
Работа над законом идет давно. Почему его никак не могут принять?
Юрий Зинченко: Действительно, первый раз законопроект рассматривали, когда был Верховный совет, еще до Государственной Думы. Но тогда психологам сказали: вот сейчас примут закон о психиатрической помощи и сразу за ним - о психологической. Тем не менее мы терпеливо работаем с законопроектом.
Российское психологическое общество активно продвигает законопроект. ФЗ должен гарантировать всему населению России получение эффективной профессиональной психологической помощи, особенно детям. Над проектом работали и работают ведущие специалисты в области психологии, права, психиатрии, психотерапии и общественные организации. И это не вопрос защиты нашего мундира, закон нужен всему обществу и каждому гражданину. Надеемся на скорое принятие долгожданного документа.