Итак, конкретная история. Некий молодой человек попал в аварию не по своей вине. В багажник его десятилетней "Лады" въехал другой водитель.
После оформления ДТП пострадавший обратился в свою страховую компанию за выплатой в порядке прямого возмещения ущерба. Страховщик насчитал восстановительный ремонт в размере 363 тысяч рублей. Но, чтобы получить эти деньги, предложил подписать соглашение о прекращении договора страхования. То есть автовладелец получает деньги, но автомобиль его больше не застрахован.
Такая ситуация возникает не впервые. Еще в начале года финансовый уполномоченный разъяснял разницу между экономической и фактической гибелью автомобиля. Но тогда ситуация была еще критичнее. Страховщики не предлагали подписывать никаких соглашений. Они в одностороннем порядке прекращали договор ОСАГО якобы по факту конструктивной гибели автомобиля.
В результате автовладелец узнавал о том, что у него нет страховки, только попав в новое ДТП. Как разъяснял тогда финомбудсмен, в соответствии с законом об ОСАГО под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт машины невозможен. То есть имела место утрата транспортного средства. Либо стоимость ремонта машины превышает ее рыночную стоимость до ДТП.
В первом случае речь идет о фактической гибели автомобиля. Она может повлечь за собой правомерное прекращение договора ОСАГО, если подтверждена документально - автомобиль снят с регистрационного учета для утилизации.
Во втором случае речь идет об "экономической" гибели машины, которая не может рассматриваться как аналог фактической гибели. Если машина продолжает использоваться после выплаты возмещения по ОСАГО, рассчитанной "на условиях полной гибели", возможность страхового случая не отпадает, а договор ОСАГО продолжает действовать.
И даже получив 400 тысяч рублей выплаты и снова попав в серьезное ДТП не по своей вине, автовладелец также может получить максимальную выплату.