В новой экспозиции Открытого хранения представлено около полусотни часовых шедевров XVI - XIX веков из фондов Эрмитажа.
Здесь можно увидеть приборы времени в самом широком смысле этого слова - солнечные и механические часы, сложные астрономические. Экспонаты иллюстрируют различные этапы развития часового и механического искусства в России и Европе, а также показывают эволюцию наших представлений о предназначении часов и их художественном оформлении.
Механизмы - часть технической культуры человечества, которая, наряду с наукой и художественной культурой, входит в общее понятие мировой культуры. Поэтому Эрмитаж как энциклопедический музей уделяет должное внимание и этой области культуры.
- Это инновационная выставка в инновационной среде Эрмитажа-Старая деревня, - объясняет директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. - Одна из самых молодых лабораторий, но увенчанная уже государственной премией, представляет результаты своей ювелирной работы, превращающиеся в открытое фондохранилище. Особый способ показа погружает посетителя в тайные глубины музейной жизни, где реставраторы и хранители творят чудеса.
Самые ранние произведения часового искусства, представленные на выставке, - немецкие настольные часы XVI века. В это время в Германии, особенно на юге - в Нюрнберге и Аугсбурге, - развиваются основные центры по производству настольных портативных часов. К XVI столетию относятся настольные часы в виде архитектурного сооружения, исполненные нюрнбергским мастером Гансом Грюбером. Корпус и стальные пластины механизма этих часто богато декорированы гравировкой, на одной из них изображена сцена жертвоприношение Авраама. В корпусе помимо обычных механических часов скрыты еще и солнечные, они расположены на одной из боковых створок с внутренней стороны.
Для многих посетителей выставки станут открытием настольные часы в виде распятия - сейчас такая конфигурация часов кажется нам необычной. Но подобные изделия были широко распространены в Германии с начала XVII века: стрелка неподвижно закреплялась на корпусе, а в движение приходил сам циферблат, указывая точное время.
XVIII век на выставке представлен почти двадцатью экспонатами, созданными в разных регионах Европы. Большие напольные часы наборного дерева выполнены мастером из Амстердама Адрианом ван Тюренбоутом в первой половине XVIII века. Типично голландский корпус с массивной нижней частью богато декорирован в технике маркетри. На циферблате помимо часовой, минутной и секундной стрелок мастер расположил два календаря. Первый - обычный календарь, показывающий месяц, число и день недели. Второй - лунный - предназначен для демонстрации фаз Луны и чисел лунного календаря. Под циферблатом часовщик поместил живописную сцену на тему "Персей и Андромеда". Многие детали (например, кораблики или волны моря) этой живописной сцены находятся в непрерывном движении во время хода часов.
Во второй половине XVIII века французский мастер Луи Пуаре выполнил часы для итальянского заказчика (об этом свидетельствуют надписи на итальянском языке). Большую часть корпуса с передней стороны занимает циферблат: на нем отображаются не только время, дни недели, месяцы, времена года, но и знаки зодиака, фазы Луны с лунным календарем, время восхода и захода Солнца.
На выставке полно и подробно представлено также часовое искусство российских мастеров. Сферические солнечные часы работы мастеров Инструментальной палаты Санкт-Петербургской Академии наук Исаака Брукнера и Петра Осиповича Голынина - настоящий шедевр, преподнесенный императрице Анне Иоанновне в 1735 году.
С именем другой российской императрицы связаны настольные часы красного дерева, выполненные в 1792 году в знаменитой английской фирме "Гравел и Толкиен". На корпусе часов выгравирована надпись: "By a Special Command of Her Majesty Catherine II empress of Russia" - "По специальному заказу Её Величества Екатерины II, императрицы России".
Специально для русского пользователя есть пояснительная табличка: "если маятник остановится должно за пружину дернуть". Внутри часов мастера расположили орган, который мог проигрывать разнообразные музыкальные мелодии: их названия были отражены на циферблате. Образцом высокоточного часового производства в Петербурге в 1850-е годы служат представленные на выставке стенные часы-"регулятор", изготовленные в мастерской Бернгарда Флориана. Такие часы использовались в астрономических обсерваториях и для других научных исследований. Эти "эталонные" часы с механизмом исключительной точности изготовления имели длительность завода до одного года. Подобный "регулятор", изготовленный в мастерской Бернгарда Флориана, был установлен в Зимнем дворце и являлся "главными часами" дворца.
В 2022 году в России широко празднуется 350-летие со дня рождения Петра Великого. На выставке можно увидеть двое посвящённых ему каминных часов. Бронзовые часы "Медный Всадник" являются вольным повторением знаменитого памятника работы Этьена Мориса Фальконе. Часы были выполнены известным русским бронзовщиком Иваном Дипнером в 1830-е годы. При создании изделия часовщик немного изменил пропорции модели Фальконе, подчиняясь особым законам искусства художественной бронзы. Вероятно, модель этих часов была специально разработана для демонстрации на Московской промышленной выставке. В 1836 году они были преподнесены Дипнером императору Николаю I. Их разместили в одном из залов Императорского Эрмитажа, а уже через год перенесли в Зимний дворец, в учебные комнаты цесаревича Александра Николаевича - будущего императора Александра II.
В собрании Эрмитажа хранится акварель Никанора Чернецова, изображающая одну из таких комнат: на большом столе хорошо различимы часы "Медный Всадник", закрытые стеклянным куполом.
Модели каминных часов с Петром I, которые предназначались для русского рынка, создавали также французские мастера. Их потом могли копировать и наши соотечественники. К таким работам относятся часы золоченой бронзы с бюстом Петра I, над головой которого держат венок две крылатых женских фигуры.
На выставке представлены не только в той или иной степени привычные современному человеку европейские часы, но и экземпляры восточных механизмов. Привлекает внимание удивительный японский хронометр XIX века. Механические часы были завезены в Японию голландскими торговцами в XVI веке, и первые японские часы просто имитировали европейские модели. Но затем они были приспособлены к местной системе исчисления времени: сутки имели 6 дневных и 6 ночных интервалов - "часов". Отсчёт дневных "часов" начинался с рассвета, ночных - с заката; длительность дневных "часов" была длиннее летом и короче зимой. Часы отбивали от 9 до 4 ударов (первые три удара не обозначали время, но служили сигналом к началу молитвы). На рассвете и закате часы били шесть раз. Каждому часу соответствовало одно из животных восточного зодиака: крыса - полуночи, кролик - рассвету, лошадь - полудню, а петух - закату. Такая система исчисления времени сохранялась в Японии до 1873 года, когда страна перешла на западную систему исчисления времени и григорианский календарь.
Выставка - результат совместной работы научных сотрудников и реставраторов музея. В Эрмитаже уже почти 30 лет существует Лаборатория научной реставрации часов и музыкальных механизмов. За несколько десятилетий её сотрудники отреставрировали более 500 экспонатов, некоторые из них представлены также на выставке.
Открытое хранение предполагает, что экспонаты могут быть отданы на реставрацию, перемещены на другую выставку в Эрмитаже или за его пределами. В таком случае они заменяются другими, близкими по времени и по стилю.
Выставка будет работать до 31 декабря.