06.10.2022 19:40
Экономика

Какие промышленные производства Ставрополья смогут посмотреть туристы

Текст:  Михаил Сухарев
Российская газета - Федеральный выпуск: №227 (8875)
В регионе есть уникальные предприятия легкой, пищевой, тяжелой и химической промышленности. В крае уже несколько лет ведут реестр объектов, подходящих для промышленного туризма и готовых принимать гостей.
Читать на сайте RG.RU

О том, что на Ставрополье нужно развивать разные экскурсионные направления, говорят в первую очередь местные власти. Губернатор края Владимир Владимиров отметил, что больше 220 миллионов рублей, которые летом региону выделил Ростуризм, помогут предпринимателям реализовать свои идеи и открыть новые направления отдыха.

- Субсидии, которые мы получили от Ростуризма, позволят поддержать инициативы малых предпринимателей, сделать наш регион еще привлекательнее для туристов. Ставрополье потенциально может принять до пяти миллионов отдыхающих в год. Чтобы достичь такого показателя, важно развивать не только самые популярные туристические и курортные направления, - подчеркнул Владимиров.

В регионе недавно приняли Стратегию развития туризма до 2035 года, также действует государственная программа Ставропольского края "Туристско-рекреационный комплекс". Упор в них делается как раз на развитие новых направлений отдыха.

Для рекреационной индустрии края промышленный туризм имеет большое значение для расширения спектра всесезонных предложений. Параллельно он должен стимулировать деятельность смежных секторов экономики и способствовать туристическому импортозамещению.

В Новосибирске решили развивать круизный туризм

Пока что лучше всего с организацией туров справляются пищевые и винные производства. У них, конечно, есть очевидный стимул - продажа и популяризация собственной продукции. К примеру, в селе Александровское проводят экскурсии по пасеке. Помимо осмотра ульев и увлекательного рассказа о производстве меда, его видах, тонкостях разведения пчел здесь предлагают попробовать апитерапию - применение продуктов пчеловодства в оздоровительных целях. Например, гость может поспать прямо на ульях.

- В программы экскурсий и инфотуров включаются предприятия, готовые к приему туристов. Участникам показывают, как сейчас работает предприятие, знакомят с ретроспективными и историческими выставками, водят в производственные музеи, - пояснила первый заместитель министра туризма и оздоровительных курортов края Елена Шконда.

По винным производствам Ставрополья запустили уже три экскурсионных маршрута. Например, в поселок Новокумский, где живут христиане-молокане и казаки-некрасовцы, есть тур с этническим уклоном, во время которого отдыхающие могут познакомиться с их обычаями и фольклором. Сначала гости посещают подворья, потом отправляются на завод, где производят качественные виноматериалы. Другой маршрут максимально доступен жителям краевой столицы - он включает посещение ликеро-водочного завода в Ставрополе и фермы известного винодела и коллекционера Сергея Брежнева в станице Новотроицкая.

Завод знаменит своими настойками, которые еще 50 лет назад в Москву в качестве подарков возил первый президент СССР, ставрополец Михаил Горбачев. У предприятия есть свой музей. Экспонаты рассказывают о появлении и развитии винокурения на Ставрополье. Музей носит имя Тамары Карловой, которая 22 года проработала директором завода и в начале карьеры вместе с коллегами пешком обходила окрестности горы Стрижамент в поисках растений, которые можно использовать для настоек. Именно она считается автором самого популярного напитка завода.

Промышленный туризм важен для расширения спектра всесезонных предложений

Еще одно крупное производство, активно принимающее туристов, находится в Кавказских Минеральных Водах - это пятигорский завод мороженого, история которого берет начало в 1939 году. Тогда в городе официально открыли хладокомбинат, в состав которого входила фабрика мороженого, выпускавшая три тонны продукции в смену. С тех пор пятигорское лакомство стало одной из визитных карточек города и продается буквально на каждом шагу.

Экскурсия по заводу включает и дегустацию, поэтому такой вид отдыха отлично подходит семьям с детьми. Здесь можно увидеть весь путь производства мороженого - от переработки привезенного на завод молока до упаковки рожков, стаканчиков и брикетов. Сейчас предприятие выпускает больше 100 разновидностей холодного лакомства на любой вкус.

А еще мало кто знает, что именно Ставропольский край - лидер России по производству меховых изделий. Несмотря на свое географическое расположение и солнечный климат, в Кавказских Минеральных Водах сконцентрировано огромное количество меховых фабрик, которые выпускают большую часть отечественных шуб. Пятигорск даже неофициально называют "шубной столицей" России.

Позиция

Михаил Мальцев, руководитель комиссии по промышленному туризму Российского союза туриндустрии:

- Промышленный туризм в регионах развивается очень неравномерно. Причем это не зависит от того, является ли территория промышленной или аграрной, тут все определяется открытостью и желанием руководителей конкретных предприятий развивать такое направление. Роль местных властей и государства тоже значительная, нужно суметь заинтересовать владельцев компаний в организации таких экскурсий, объяснить им, какие они дают плюсы.

Понятно, что в разных сферах - разные стимулы. К примеру, гости предприятий легкой или пищевой промышленности приносят доход здесь и сейчас. Если говорить о малых предприятиях типа пекарен, то туризм помогает им в реализации и популяризации их продукции. Металлургические предприятия больше заинтересованы в профориентации школьников и снижении оттока молодежи. Посетившие их ученики и студенты могут увидеть все производственные процессы своими глазами и выбрать соответствующую профессию. Чтобы промышленный туризм развивался, нужно тесно сотрудничать с госкорпорациями, Ростуризмом. Большое содействие может оказать Торгово-промышленная палата РФ и региональные ТПП.

Туризм Ставропольский край