Наконец-то в Правилах дорожного движения удалось прописать, каким образом можно пользоваться ставшими столь популярными электросамокатами, моноколесами и другими колесными средствами, движение которых до сих пор никак не регулировалось, но часто становилось причиной массы проблем на дорогах.
Их классифицировали как "Средства индивидуальной мобильности" (СИМ). Под это понятие попадает "транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя".
Согласно новым правилам дети до 14 лет могут передвигаться на них по тротуарам, пешеходным и велодорожкам. Старше 14 лет - только по велодорожкам. Но при условии, что этот транспорт весом не превышает 35 кг, со скоростью не более 25 км/ч.
Если велодорожек нет, то можно и по тротуарам. Но при этом на тротуарах, а также в пешеходных зонах приоритет имеют именно пешеходы. То есть скорость передвижения на СИМ должна им соответствовать.
Если нет ни велодорожек, ни тротуаров, то можно двигаться по обочинам при тех же условиях.
Также разрешено движение по краю проезжей части. Но только для тех устройств, на которых есть нормальные тормоза, задний красный фонарь и передняя фара. Здесь вес устройства не ограничен. Важно, что ехать они могут только по краю той дороги, где скорость движения ограничена 60 км/ч и разрешено движение велосипедов. Очевидно, что моноколеса, а также сигвеи и гироскутеры, на которых нет тормозов, не могут выезжать на проезжую часть. Они тормозят за счет переноса центра тяжести.
Также поправками в Правила вводятся новые знаки, которые запрещают движение на СИМ.
У пешеходов поубавили приоритетов. При пересечении велодорожки они обязаны будут уступить дорогу тем, кто по ней движется на велосипедах или СИМ.
Остается вопрос, как это все будет контролироваться, ведь регистрационных знаков эти устройства не имеют.
Какие еще новации ждут водителей?
Круговое движение
Изменятся правила проезда круговых перекрестков. Согласно новой редакции Правил, которые утвердило правительство, при выезде на круг, если водитель двигается не по главной дороге, он должен уступить дорогу тем, кто двигается по кругу. В нынешней редакции те, кто едет по перекрестку с круговым движением, имеют преимущество перед теми, кто на круг выезжает. То есть эта формулировка не подразумевает, что круговой перекресток может быть не только на равнозначных дорогах, но и на тех, на которых какие-то направления движения имеют приоритет.
С точки зрения логики поправка правильная. Однако это очередная проблема для водителей, которым придется заново осваивать новые позиции главного для них документа. Напомним, что ранее, до того как круг стал главным, на нем действовало правило помехи справа. То есть те, кто выезжал на круг, имели преимущество перед теми, кто двигался по кругу. Это создавало заторы. Перекресток должен быстро освобождаться. В 2017 году движение по кругу сделали главным. Народ начал путаться, и эти перекрестки стали буквально аварийными. Сейчас приоритет изменится, если есть знаки, обозначающие, чья дорога главная. Будем надеяться, что обойдется без жертв.
Общественный транспорт
Водителям придется привыкнуть останавливаться за общественным транспортом, на котором зажглось табло "Внимание пассажир". Это касается общественного транспорта, который высаживает пассажиров прямо на проезжую часть или на остановочные пункты, на ней организованные. Как правило, это трамваи. Только до сих пор водитель должен был просто пропустить пассажиров, выходящих или входящих в транспорт. А теперь он должен остановиться, когда такое табло на транспорте зажглось, и тронуться только тогда, когда оно погаснет.
Кстати, вводятся новые требования к скорости автобусов. Если они оборудованы ремнями безопасности (как правило, это междугородние автобусы), то за пределами населенных пунктов они могут двигаться со скоростью 90 км/ч. А если они ремнями не оборудованы (это, как правило, маршрутные автобусы), то их скорость вне населенных пунктов ограниченна 70 км/ч.
Новые знаки
Поправками в Правила вводятся новые знаки. Про запрет или разрешение движения СИМ мы уже говорили. Кроме этого появляется знак "Движение автобусов запрещено". Действительно, есть знаки, запрещающие движение грузовиков. Почему бы не быть знакам, которые запрещают движение автобусов?
Еще один новый знак - зарядка для электромобилей.
Кроме того, уточняется перечень транспорта, которым будет разрешено въезжать в зону с ограничением движения по экологическому классу автомобилей.
В действующей редакции исключений и вовсе не предусмотрено. Правда, и знаки эти пока не используются.
Минтранс предложил сделать исключения и разрешить въезжать в зоны с такими ограничениями автомобилям "Почты России", электромобилям, машинам со знаком "инвалид", а также транспорту тех, кто проживает в этой зоне.
Поправили и поехали
Постановление правительства не только меняет Правила. Оно разрешает менять документ по мере необходимости.
Напомним, начиная с 11 января прошлого года Правила дорожного движения попали в так называемый белый список нормативных актов, которые нельзя редактировать. Их можно только полностью переиздать. Новое постановление правительства убирает эту несуразицу. С 1 марта постановление правительства, которое утверждает Правила дорожного движения, основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации, а также перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспорта, будет исключено из "белого списка" нормативных актов. По меньшей мере до 2029 года в каждый из документов можно будет вносить поправки, изменения в любой момент, не переиздавая всего постановления.
Напомним, что Правила в этот "белый список" включили по той причине, что слишком много изменений в них вносилось.
За
Борис Лоран, первый заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе России, сопредседатель Комиссии по вопросам транспортной безопасности и безопасности на транспорте:
- Полностью поддерживаю внесенные дополнения в ПДД. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности и полученные травмы участников таких ДТП увеличивается в геометрической прогрессии. Наличие четких правил и ответственности за их несоблюдение дисциплинирует участников дорожного движения в этом сегменте и значительно повысит безопасность пешеходов.
Против
Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:
- Это выгодно компаниям проката электросамокатов и службам доставки, они лоббируют свои интересы. Я придерживаюсь другого мнения и считаю, что электросамокаты и другие СИМ можно использовать только на специально оборудованных территориях, например, в парках. Но в пешеходных зонах и на проезжей части их использовать нельзя. Это опасно и для электросамоката, и для автомобиля. К сожалению, мнение о том, что СИМ должны двигаться вместе с пешеходами по тротуару, победило. И теперь только печальные экспериментальные факты смогут переубедить людей, что это опасно.
Подготовила Дарья Худякова