"Мир" и комфорт
"Карта жителя Курской области" - именно так называется новый инструмент - задумывалась очень давно. Задачи перед разработчиками были поставлены непростые, тем более что в ряде регионов, где подобные продукты уже ввели в оборот, не обошлось без шероховатостей. Запуск карты курянина переносился несколько раз - и вот наконец новая система заработала с начала месяца.
Когда речь заходит о чем-то подобном, в представлении большинства возникает образ некоей совершенно новой, отдельной пластиковой карты яркой расцветки и непременно с символикой региона. Воображение также рисует массу бюрократических проволочек в процессе ее получения и как итог - еще один пластиковый прямоугольник в кошельке. Однако в нынешнем случае все совсем наоборот. По сути, карта курянина - это та же банковская карта, которую каждый житель региона получает в банке в качестве или зарплатной, или личной. Только она теперь может выполнять не только свои традиционные функции. Стоит зарегистрироваться на специальном сайте или обратиться в любой из офисов МФЦ, и к банковскому инструменту привяжут и пакет социальных льгот - к примеру, возможность бесплатного проезда, бонусные программы в сети курских супермаркетов. Ограничение одно: карта курянина работает только на базе системы "Мир".
Курирующая вопросы цифровизации в Курской области заместитель губернатора Оксана Крутько отметила, что запуск нового инструмента неслучайно переносился несколько раз.
- Изначально работа "Карты жителя Курской области" планировалась на другой технологической платформе, - пояснила она. - Но со временем все изменилось, и теперь, когда платформа выбрана, мы запускаем этот продукт. Пока в проекте несколько банков, и мы ждем, когда другие кредитные организации к нему присоединятся. Наши двери также открыты для торговых сетей, супермаркетов, аптек, которые хотят свои бонусные программы аккумулировать на этой же карте.
Единый кошелек
В том, что карта курянина будет востребована, не сомневаются ни чиновники, ни эксперты финансовой сферы. Управляющий курским отделением Банка России Евгений Овсянников напоминает о колоссальном количестве безналичных операций в регионе.
- Статистика показала, что в первом полугодии жители Курской области провели свыше 130 миллионов операций по безналичной оплате товаров и услуг на общую сумму более 148 миллиардов рублей, - отметил он. - Это гораздо выше показателей за аналогичный период прошлого года.
К тому же тенденция к расчету пластиковой картой не меняется: люди все чаще отказываются от наличных в пользу карты, оформляя в банках сразу несколько таких инструментов. Так, согласно статистике, на около 1,2 миллиона курян в общей сложности приходится более 3,3 миллиона банковских карт.
- Но наша жизнь становится все интереснее, и все мы знаем, как торгово-сервисные предприятия, предлагая собственные программы лояльности, выдают еще массу карт, - продолжает Евгений Овсянников. - И вот в нашем кошельке уже лежат и бонусные, и скидочные, и платежные карты… А этот проект предполагает, что "Карта жителя Курской области" будет работать в формате единого кошелька.
Параллельно на этой же карте будут учтены все виды льгот курян. Самой востребованной среди них названа транспортная: при оплате картой курянина право льготного проезда в трамваях, троллейбусах и автобусах будет реализовано без предъявления дополнительных документов. Цифровая система в перспективе учтет все преференции курян, чтобы и картой, и этими льготами можно было пользоваться максимально удобно.
Впрочем, свою выгоду в карте курянина видят и представители бизнес-сообщества. В Соловьином крае продолжают жить по традициям купеческого региона: одна из торговых сетей, образовавшаяся на курской земле, а теперь расширившаяся на несколько областей, вошла в проект первой. Ее представитель Ксения Решетникова, напомнив о широкой программе лояльности для посетителей супермаркетов и торговых центров, подчеркнула:
- Наша бонусная карта работает уже несколько лет, и наши клиенты понимают, что она дает определенные преимущества ее держателям перед теми покупателями, у которых такой карты нет. И спектр наших программ лояльности учитывает пожелания буквально каждого человека.
Она привела в качестве примера пенсионные преференции: возврат бонусов на карту покупателей "серебряного возраста" предусмотрен в больших процентах от суммы покупки, нежели всем остальным клиентам. Теперь же, когда карта курянина укажет и на этот статус покупателя, ему смогут представить и индивидуальные предложения.
- Мы сможем видеть, что нужно конкретному человеку, и уже под этот запрос формировать предложения, - отметила Ксения Решетникова.
Создатели карты курянина не исключают, что вслед за этой торговой сетью совсем скоро к карте присоединятся и другие участники рынка.
Информация под замком
Впрочем, как отметили эксперты, активность бизнеса в стремлении поучаствовать в проекте не должна смущать жителей региона. Директор Информационного центра "Регион-Курск" Игорь Брагин подчеркивает, что и выбор платформы для работы карты курянина, и все цифровые решения в целом предусматривают не только комфорт и удобство использования нового инструмента, но и его безопасность. Он отметил, что все данные в личный кабинет зарегистрировавшего карту курянина будут передаваться из комитета социального обеспечения. Персональная информация поступит туда через систему государственных услуг. Однако важно даже не это.
- Все остальные данные, которые касаются бонусных программ в тех же торговых сетях, не будут связаны с личной информацией, - отметил он.
Разработчики уверяют, что ни одна бизнес-структура не сможет получить доступ к важным персональным данным, например к информации о банковском счете или средствах на нем. За это можно не опасаться. И в то же время курян предупреждают о возможной волне мошенничества, связанного как раз с новым платежным инструментом. Завести такой единый кошелек можно только добровольно, и для этого есть только два способа: заполнить необходимые данные на сайте Карта46.рф или обратиться с такой просьбой в МФЦ. В случае же, если данные для регистрации карты курянина потребует по телефону, в мессенджерах, по электронной почте кто бы то ни было - представившись, к примеру, социальным работником или банковским служащим, - важно отказать ему.