11.10.2022 15:36
Дагестан

Госдолг большинства регионов СКФО вырос в первом полугодии 2022 года

Текст:  Екатерина Ковалевская
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №229 (8877)
Государственный долг всех регионов России по итогам первого полугодия 2022-го увеличился на 4,9 процента и составил 2,57 триллиона рублей. Субъекты Северного Кавказа тоже не избежали общей участи - все, за исключением Ингушетии, нарастили свои долговые обязательства.
Читать на сайте RG.RU

При этом, как отмечают эксперты агентства "РИА Рейтинг", которые провели соответствующий анализ, в структуре суммарного госдолга регионов РФ коммерческих кредитов почти не осталось - их доля по итогам первого полугодия составила всего три процента против девяти в начале 2022-го. Что касается субъектов СКФО, то они и вовсе избавились от банковских займов. Государственные же ценные бумаги имеются только у Карачаево-Черкесии и Ставропольского края (в обоих регионах на них приходится 30 процентов госдолга).

- В течение первой половины 2010-х годов задолженность региональных бюджетов увеличивалась. Если в 2010-м она составляла 1,1 триллиона рублей, то в 2016-м достигла 2,4 триллиона. С 2017 по 2019 год она планомерно снижалась, однако с наступлением пандемии и последовавшим за ней усилением санкционного давления разрыв между доходами и расходами региональных бюджетов вновь начал расти, - сообщил корреспонденту "РГ" руководитель аналитического управления по глобальным рынкам ИК Fontvielle Артур Мейнхард. - Важно учесть, что задолженность распределена между территориями крайне неравномерно - половину регионального долга делят между собой 14 субъектов страны. Еще одним ярким показателем дисбаланса развития регионов является разница в уровне долговой нагрузки (это соотношение общей задолженности к собственным доходам за год). Если в Севастополе данный показатель равен нулю, то в Мордовии составляет 152 процента. Переход же за отметку 100 процентов - крайне опасный сигнал.

На первое июля 2022-го самая высокая долговая нагрузка в СКФО была у Карачаево-Черкесии - 66,9 процента, следом идут Северная Осетия - 59,3 и Кабардино-Балкария - 50,6. Лучше всего обстоит ситуация в Дагестане, где она чуть превышает 20 процентов.

По мнению эксперта, на фоне реализации антикризисных программ возможен дальнейший рост региональной задолженности. Ведь в условиях специальной военной операции на бюджеты субъектов РФ легли стимулирование импортозамещения, поддержка отраслей, пострадавших от введенных недружественными государствами санкций, социальная помощь населению.

В Совете Федерации обсудили проект трехлетнего бюджета

- Заимствования, к которым прибегают региональные бюджеты, - это работающий инструмент антикризисного управления, поэтому не воспользоваться им сейчас было бы опрометчиво, - добавил Артур Мейнхард. - Российские законодатели, понимая сложность ситуации, разрабатывают меры для поддержки регионов. В частности, с целью поддержки финансовой стабильности правительство освободило их от погашения задолженностей по бюджетным займам.

По мнению старшего аналитика ГК Forex Club Валерия Полховского, рост общего госдолга всех регионов РФ на 4,9 процента не является очень значительным и вряд ли такое увеличение можно считать опасной тенденцией. Серьезным может считаться прирост хотя бы на 10-15 процентов.

Кстати, если оценивать ситуацию в СКФО, то у большинства территорий задолженность за полгода увеличилась в пределах 15 процентов. Только у Чечни она подскочила на 21 пункт, а у Северной Осетии - на 37.

- Если учесть, что ситуация в стране в целом достаточно неопределенная и экономика в ближайшее время будет испытывать повышенную нагрузку, долги регионов продолжат расти. Но вряд ли ситуация окажется настолько критической, что понадобится внешнее финансовое управление со стороны минфина РФ. Ранее министерство заявляло, что не видит риска наступления дефолтов российских регионов, - пояснил корреспонденту "РГ" Валерий Полховский. - В 2017 году субъекты заключили соглашения с минфином, и теперь при увеличении госдолга сверх лимита они рискуют нарушить договоренности с ведомством, а руководители местных финансовых органов могут понести наказание вплоть до увольнения. Установлено ограничение на обслуживание долга на уровне 10 процентов от общего объема расходов бюджета субъекта.

Что касается коммерческих кредитов, то, как отмечает эксперт, если они нужны для выполнения текущих задач, то отказываться от них не стоит. Однако новые начинания надо отложить до лучших времен. При этом можно продолжать выпускать государственные облигации, которые станут еще одним источником доходов регионального бюджета.

Матвиенко: Субвенции регионам надо индексировать на фактический уровень инфляции

- Консолидированные бюджеты субъектов РФ на фоне отличной конъюнктуры нефтегазовых доходов в первом полугодии исполнены с профицитом, - сообщил корреспонденту "РГ" главный макроэкономист УК "Ингосстрах-Инвестиции" Антон Прокудин. - Тем не менее регионы не торопятся направлять средства на погашение долга из-за ожидаемого дефицита во втором полугодии, который, с одной стороны, носит сезонный характер из-за больших выплат в декабре, а с другой - связан с ухудшением внешней конъюнктуры и экономики из-за санкций. Долг регионов достиг суммы в 2,9 триллиона рублей (15 процентов от годовых доходов бюджетов). Бюджетный кодекс ввел весьма жесткие метрики предельной долговой нагрузки регионов, поэтому у крупнейшего рейтингового агентства верхний бенчмарк (ориентир или эталон. - Прим. ред.) для оценки долга составляет 100 процентов от налоговых и неналоговых доходов. Хотя зарубежная практика предполагает, что опасная черта скорее проходит в районе 200-250 процентов. Значение в 15 процентов в целом указывает на огромный запас для наращивания долговой нагрузки, однако ситуация в регионах разная. Стоит добавить, что 66 процентов долга приходится на межбюджетные кредиты (по ним установлена очень низкая нерыночная ставка), что дополнительно облегчает жизнь субъектам. За первое полугодие на обслуживание задолженности потрачено всего 44 миллиарда рублей (0,5 процента доходов). Поэтому долговая устойчивость регионов, за исключением отдельных закредитованных территорий, таких как Удмуртская Республика и Мордовия, не вызывает опасений.

Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Северная Осетия Ставропольский край Чеченская Республика