Откуда же взялись "молчаливые дольщики"?
- Формально земли бывших совхозов и колхозов были приватизированы, часть из них нашла своего владельца, а часть заброшена, и на ней не только не производится никаких работ, но уже вырос лес. В этом случае речь скорее должна идти о переводе сельхозземель в лесной фонд. У части земель формально хозяин есть, но никакого движения по ним нет, а еще по части, и достаточно существенной, не оплачиваются налоги, а хозяева вполне могли умереть 10-20 лет назад, - поясняет Александр Цыганов, заведующий кафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета при Правительстве России.
Наследники же не оформляли наследства и не проявляли интереса к этой собственности. Есть и случаи, когда налоги оплачиваются, но земля простаивает до лучших времен, ожидая очереди на застройку многоэтажками или дачами. Конечно, такие заброшенные земли если и не генерируют проблемы, то точно ничего не дают для экономического роста и развития территорий, полагает Цыганов.
Таким образом, понятный механизм возвращения в деловой оборот нужен. И законопроект делает в этом направлении революционный шаг, уверяют эксперты.
- Отныне собственник, не пользующийся своей сельхозземлей или нарушающий ее целевое использование и получивший предписание устранить нарушение, не сможет распоряжаться своим участком, пока не устранит нарушение или не отменит предписание, обжаловав его в суде, - разъясняет документ Михаил Паюшин, управляющий партнер юридической компании Freeviser.
Процедура наложения запрета, согласно закону, займет пять рабочих дней, в течение которых уполномоченный орган обязан подать в Росреестр заявление о невозможности распорядительных действий с данным участком. Такой порядок призван в том числе прервать распространенную практику фиктивной смены собственника, помогающую уходить владельцам земли от ответственности, уверен Паюшин.
С другой стороны, предупреждает Цыганов, пока неясно, как отреагируют на нововведение инвесторы - возможность внесудебного изъятия собственности может снизить доверие и помешать дальнейшим инвестициям. Поэтому здесь нужны механизм контроля и понятная процедура судебного оспаривания решения со сроками, а также должны быть определены ответственность лиц и органов, принимающих решение. Обращение внимания именно на земельные доли в данном случае правильно, в конечном итоге у собственников было время их выделить, полагает эксперт.
Вопрос также в том, дополняет Михаил Силантьев, директор ассоциации "Фермеры Русского Севера", как поведут себя в этой ситуации муниципалитеты, "ведь забрать брошенную землю - это еще и получить ответственность и штрафы за ненадлежащее ее использование", поэтому важно освободить муниципалитеты от этих штрафов и установить контрольные сроки, в течение которых должно выставлять эти участки на торги либо бесплатно передавать земельные участки гражданам. Тогда брошенные земли действительно начнут вводиться в оборот.
Николай Грушко, генеральный директор группы компаний "Агротек":
- Упрощение изъятия невостребованных сельскохозяйственных земель не означает то, что они станут активнее и эффективнее возделываться. Скорее всего, земли в регионах с высокой интенсификацией сельхозпроизводства, так или иначе, возделывались. По ряду понятных причин экономического характера есть масса сложностей с получением ресурсов, которые необходимы сельскому хозяйству. Соответственно, сейчас приоритетно сохранять и поддерживать те земли, которые введены в оборот, показывают хорошую урожайность, а не бросать силы на территории, которые могут и не принести результата в перспективе. Многие сельхозпредприятия прекратили инвестиционные проекты в части возделывания земель, с которыми нужно работать буквально с нуля. Это просто-напросто в текущей ситуации нерентабельно, а обременительно и рискованно. Дополнительная кредитная нагрузка сейчас тоже неактуальна. Но, без сомнения, заниматься такими проектами нужно, поддерживать сельхозбизнес крайне важно.