На сентябрь 2022 года в морских портах Балтийского бассейна перевалка сухих грузов сократилась на 18 процентов и составила 63,8 миллиона тонн, наливной грузопоток, напротив, вырос на 13,8 процента - до 99,7 миллиона тонн. Показатели неоднородные, но при этом точно отражающие современную экономическую ситуацию. Так, например, в Санкт-Петербурге судозаход снизился на тридцать процентов: в порты Северной столицы стали все реже заходить иностранные баржи, сухогрузы и паромы. Для примера: в прошлом году доля судов из Финляндии, Либерии, Панамы, Кипра, Нидерландов и других государств превышала 68 процентов. В 2022-м этот показатель едва ли достигает отметки 46 процентов.
В Усть-Луге также сложилась непростая ситуация. Если до августа 2022 года иностранные компании активно заходили в порт, то после введения очередного пакета санкций их количество резко сократилось. Причина - в запрете на поставки российского угля и других энергоресурсов. Нагрузка на портовые службы, напротив, увеличилась из-за логистических проблем в Калининградской области. После введения транзитного эмбарго на сухопутные перевозки санкционных товаров между основной частью России и самым западным регионом страны морская линия Усть-Луга - Балтийск осталась единственной здоровой альтернативой для доставки грузов в эксклав. В результате образовались очереди на погрузку, которые растянулись на несколько месяцев. Паромов и сухогрузов не хватало, из-за чего в Балтийский бассейн пришлось перекинуть дополнительные суда из других морей.
Если говорить об остальных портах СЗФО, то в меньшей степени санкционная политика затронула работу ленинградских Выборга и Высоцка, а также Мурманска, относящегося к Арктическому бассейну. В последнем доля зарубежных перевозчиков сократилась примерно на сорок процентов, но падение удалось нивелировать переориентацией грузопотоков на отечественные суда.
Сильнее всего морская логистика "просела" в Калининградской области. По сообщению перевозчиков, грузооборот уже сократился с начала года на 70 процентов от планового.
- Если в первом квартале 2022 года объемы еще более-менее поступали, то с апреля по май они упали практически до нуля. Прогноз до конца года в целом неутешительный, - сообщил представитель калининградской стивидорной компании Алексей Расторгуев. - Региональный бизнес сильно зависел от зарубежных заказов. Сегодня иностранные морские линии, которые приходили в калининградский морской торговый порт, перестали осуществлять сервис. Даже державшиеся до последнего китайцы отказались работать на Калининград и Балтийск из-за отсутствия грузопотока.
Отказ компаний из Поднебесной от работы в западном эксклаве страны связан, по мнению экспертов, с портами трансшипмента, к которым относятся польский Гданьск и литовская Клайпеда. Сегодня таможенные органы Польши и Литвы создают максимальные препятствия для калининградских грузов. Иностранные компании, готовые работать с Россией, не хотят нести больших издержек.
В сентябре ситуация с доставкой грузов в регион, по сообщению калининградских промышленников, "достигла точки кипения". В большей степени пострадали строительная и металлообрабатывающая отрасли, ведь ждать грузы приходится до трех месяцев.
- По срокам доставки мы, к сожалению, снова пробили дно. Логисты калининградского металлообрабатывающего кластера, выходя на смену, не представляют, какое испытание их будет ждать сегодня, - настолько быстро меняется ситуация, - рассказал генеральный директор одного из ведущих металлопроизводственных комплексов региона Артур Поляшенко. - Да, вроде бы общая схема работы стала чуть прозрачнее, но таможенные проверки, невнимательное отношение со стороны портовых служб, малое количество судов, явно недостаточное для перевалки всего необходимого объема товаров в регион, и внезапные поломки паромов вновь отрезают нас от основных поставщиков.
Бизнес эксклава также отмечает, что сегодня разные форматы поставок начинают жестко конкурировать между собой. Например, генеральные грузы (основной способ перевозки металлопродукции) противопоставляют контейнерам. Первые уступают вторым по срокам поставки и цене для перевозчиков. В погоне за прибылью приоритет часто отдают контейнерным перевозкам, что лишь удлиняет сроки доставки генеральных грузов.
Несмотря на логистические трудности, бизнес СЗФО настроен все же оптимистично. Возникающие проблемы уже успешно решают в регионах благодаря эффективным мерам господдержки. Так, Росморречфлот получил из федерального бюджета более миллиарда рублей на субсидирование морских перевозок в Калининградскую область. Это позволит снизить тарифы и приблизить их к ценам на автомобильные и железнодорожные грузоперевозки. До конца года по льготным расценкам в эксклав планируют доставить около 900 тысяч тонн товаров. Ведомство уже принимает заявки от перевозчиков.
- Главная цель субсидирования - сохранить цены на социально значимые товары и грузы на прежнем уровне, то есть до введения ограничений на сухопутный транзит в регионе, - отметил руководитель Росморречфлота Захарий Джиоев. - Перечень товаров власти Калининградской области определяют самостоятельно. Субсидия позволит компенсировать выпадающую разницу в тарифе на перевозку таких грузов.
После ухода иностранных компаний из Балтийского бассейна освободившуюся нишу начал занимать российский бизнес. Для обеспечения новых водных маршрутов потребовались дополнительные суда.
В конце сентября Калининградскую область с Усть-Лугой и Санкт-Петербургом связали сразу два новых сухогруза - "Спарта" и "ВолгоБалт 203", способные суммарно перевозить более 30 тысяч тонн грузов в месяц. Всего на калининградское направление после введения сухопутного транзитного эмбарго перебросили 13 судов. Это позволило разгрузить морскую логистику и снизить сроки доставки санкционных товаров.
Растет гражданский флот и в Мурманской области. Из городского порта в свой первый рейс вышло лоцмейстерское судно "Александр Парфенов". Экипаж будет проводить гидрографические работы и обслуживать средства навигации в Карском море, Енисейском заливе и в Обской губе.
Промышленники Калининградской области прорабатывают новый морской маршрут Находка - Санкт-Петербург - Калининград для восстановления связи с Юго-Востоком. Сырье металлургические компании региона планируют размещать в трюмах сухогрузов, поскольку оптимальный вариант в виде ролл-трейлеров пока недоступен.