По мнению его авторов, демографическая ситуация и старение населения - выраженный мировой тренд, особенно характерный для развитых стран. Сегодня их доля в нашей стране составляет 36%, то есть каждый третий. За 20 лет прирост составил 7%. "Серебряная экономика" включает в себя все стороны спроса и предложения, касающиеся потребностей людей старше 50 лет: одежда, питание, спорт, транспорт, образование, косметология, досуг и многое другое. В ближайшей перспективе в развитых странах именно "серебряное" поколение станет основным потребителем во многих отраслях экономики", - пишут социологи.
После 50 лет на первое место выходят платные медицинские услуги (36-23%), среди приоритетных трат также траты на товары для дачи (29-20%). При этом люди "серебряного" возраста реже других возрастных групп говорят о покупке электроники (30-17%) и цифровых товаров (13-4%), услугах кафе и ресторанов (21-8%), заказе готовой еды (18-5%), пользовании образовательными продуктами (11-2%) и приобретении абонементов на занятия спортом (14-2%).
Если для покупки товаров и оплаты услуг интернет-сайтами и мобильными приложениями пользовались 35-23% россиян соответственно, то среди молодежи таковых 47-35%. После 50 лет обращаемость к покупкам через интернет и приложения падает, среди 50-64-летних показатели снижаются до 30-16%, а после 65 лет - до 15-2%
Доля heavy user, проводящих в сети более четырех часов в день, среди "серебряного" поколения составляет 15%, что в 4 раза меньше в сравнении с молодежью (57%) и в 2 раза меньше в сравнении со средним возрастом (35%).
Впрочем, пожилые граждане нашей страны все же активно используют интернет. Например, для получения государственных и муниципальных услуг. Таких в 2021 году было 72%.
Социологи также выяснили, что после 50 лет покупки реже приносят радость и любые другие положительные эмоции, но чаще - разочарование и грусть. Если среди 18-34-летних положительные эмоции испытывают 89%, то среди "серебряного" поколения - 53%. Негатив рождается от высокой стоимость товаров или услуг, на него указали 53% тех, кто испытывает подобные неприятные эмоции. И низкое качество товаров или услуг (24%). Эта характеристика покупки особенно важна для "серебряного" поколения (34-28%).
Теперь о доходах "серебряного" возраста. И здесь ничего неожиданного. После 50 лет заметно возрастает доля тех, кто получает социальные выплаты: 58% в группе 50-64 лет и 96% в группе старше 65 лет. При этом после 65 лет только 10% получают заработную плату. И 16 человек из ста дополняют свой кошелек доходами дачного участка. И что особенно грустно, с возрастом материальная поддержка со стороны родственников не становится актуальнее. То есть тренд "родители помогают детям" сохраняется.
Топ-5 потребляемых товаров и услуг
Молодежь (18-34 лет): услуги кафе и ресторанов (49%); покупка электроники (46%); заказ готовой еды (45%); товары или услуги для своего увлечения, хобби (39%); платные медицинские услуги (38%);
Средний возраст (35-49 лет): покупка электроники (45%); платные медицинские услуги (40%); услуги кафе и ресторанов (37%); заказ готовой еды (33%); путешествия/экскурсии (32%).
Ранний "серебряный" возраст (50-64 лет): платные медицинские услуги (36%); покупка электроники (30%); товары для дачи (29%); путешествия/экскурсии, товары или услуги для своего увлечения, хобби и посещение музеев, театров, кинотеатров (по 23%); услуги кафе и ресторанов (21%).
Зрелый "серебряный" возраст (65+): платные медицинские услуги (23%); товары для дачи (20%); покупка электроники (17%); товары или услуги для своего увлечения, хобби (13%); посещение музеев, театров, кинотеатров (12%).