12.10.2022 13:07
Культура

В единственном в России осетинском конном театре поставят "Гамлета"

Текст:  Юрий Гень (Северная Осетия)
Российская газета - Неделя - Кубань-Кавказ: №231 (8879)
Практически все выступления североосетинского конного театра "Нарты" аншлаговые. На площадке под открытым небом каждый раз проходит красочное действо: артисты на жеребцах скачут галопом, на ходу выполняя невообразимые трюки джигитовки, кони поражают своей красотой и грацией. Яркие костюмы, захватывающий сюжет постановки и эмоции героев никого не могут оставить равнодушным.
Захватывающая джигитовка - один из самых сложных и красивых элементов каждого выступления конного театра "Нарты" / Элла Дзагоева/РГ
Читать на сайте RG.RU

А ведь еще год назад Северная Осетия и Россия могли навсегда лишиться уникального конного театра - финансирования не хватало даже на покупку корма для лошадей, актеры увольнялись. Но катастрофы удалось избежать, и "Нарты" получили по-настоящему второе рождение. И вот недавно театр впервые за 20 лет совершил успешный гастрольный тур по стране. Сразу после возвращения труппы домой корреспонденты "РГ" побывали на одной из репетиций и увидели из-за кулис, как идет подготовка к ярким конным выступлениям.

На арену на полном ходу, друг за другом, врываются несколько всадников, а затем неожиданно соскальзывают со своих седел, будто падая на землю. При этом лошади продолжают бежать, а ты лишь спустя мгновения понимаешь: актеры, выполняя джигитовку, "висят" с другой стороны, поэтому за корпусом благородных животных их просто не видно.

Тем временем на арене появляются двое новых всадников - они скачут быстрой рысью синхронно рядом, словно сливаясь. У них на плечах стоит девушка. Пролетая мимо трибун, она кричит: "Асса!", поднимая руку вверх к небу.

Трибуны пустые: сейчас идет только тренировка. Из зрителей присутствуют лишь директор конного театра Тимур Сикоев, несколько тренеров и актеров да мы, журналисты.

В Северной Осетии художник рассказал, как воссоздает уникальные предметы XIII века

- В этом году мы наконец-то отправились на гастроли - выступали в Москве и Дагестане, - рассказывает Тимур Сикоев, пока актеры отрабатывают сложные элементы. - В Подмосковье приняли участие в международном конном фестивале "Иваново поле", став одним из его лауреатов. Причем наряду с нами выступали представители Кремлевской школы верховой езды, и потом все признавались, что были удивлены высоким уровнем подготовки артистов "Нартов". Но, несмотря на свою двадцатилетнюю историю, конный театр сейчас только формируется.

По словам Тимура Сикоева, если раньше у "Нартов" были перебои с финансированием, что фактически поставило конный театр на грань выживания, то сейчас он находится на балансе республики РСО - Алания. А так как у коллектива нет помещения, где можно было бы проводить тренировки в любое время года (сейчас арена - под открытым небом и выступления полностью зависят от погоды), местные власти решили построить крытый театр со всем необходимым оснащением на 600 зрителей. Причем размер арены, где выступают всадники, составит 30 х 80 метров - чтобы лошади могли разогнаться. В возведение здания планируется вложить порядка 700 миллионов рублей и закончить все работы в течение года.

Это фактически вдохнет в "Нарты" вторую жизнь, поскольку тренироваться можно будет даже зимой. Лошади не будут простаивать, а труппа - терять квалификацию и время. Уже сейчас есть планы поставить "Гамлета" - но с такой доработкой, чтобы в спектакле могли участвовать всадники, а все поединки были конные. Можно только вообразить, насколько красочным окажется зрелище! Театр сможет работать в полную силу и давать как минимум три спектакля в неделю, а также открыть арт-зону, где дети и взрослые будут наслаждаться общением с лошадьми.

Нателла Казити: Научить танцевать лошадь ох как непросто! / Элла Дзагоева/РГ

Эмоции, которые вызывают у зрителей умные животные, невозможно сравнить ни с чем. Но содержать четвероногих актеров - дело сложное, хлопотное и затратное. Их не перевезешь на автобусе, не выведешь на обычную сцену. Для выступления нужна просторная площадка.

Пока мы общаемся с Тимуром Сикоевым, на арене по-прежнему идет тренировка. Конники выезжают один за другим или все вместе, отрабатывают элементы разных упражнений. Среди сложнейших - "вольт", синхронный поворот нескольких всадников.

Увы, не обходится и без происшествий - во время трюка при джигитовке один из актеров свалился с лошади на полном скаку. Но упал удачно, ничего не повредив, и тут же поднялся, чтобы продолжить выступление. Профессия требует немалого мужества.

Для конного театра берут обычно орловских или российских рысаков - их стоимость от 150 до 200 тысяч рублей

А чуть позже актриса промчалась по арене, покрикивая на своего четвероногого питомца: "Да прекрати меня кусать, прекрати!" Плохое поведение скакуна не позволило правильно закончить элемент джигитовки.

На трибуне своей очереди потренироваться ждет актриса театра Нателла Казити. Она окончила конноспортивную школу и решила посвятить жизнь работе с лошадьми.

- В конном спорте все очень строго регламентировано - надо выполнять определенные упражнения на время, строго так, как положено, - рассказывает Нателла. - В какой-то момент это надоело. Хотелось в конное выступление добавить больше хореографии, пластики. Поэтому пришла работать сюда - в театр "Нарты". Здесь много творчества. За мной закреплено два мерина - Аттила, ему 3,5 года, андалузской породы, еще набирается опыта выступлений, и Пируэт - ему 13 лет, англо-терской породы, уже полностью выученный. Сегодня буду тренироваться на Пируэте. Пойдемте, я вам его покажу!

В горах Осетии туристы устремились к таинственному некрополю

Вместе с Нателлой спускаемся с трибун и идем в конюшню, возле которой ожидает уже оседланный и готовый к выступлению белоснежный скакун. Он с любопытством разглядывает незнакомца рядом со своей хозяйкой и даже тянется его понюхать и слегка куснуть за руку.

- Пируэт, а как как же приветствие?! - с шутливым возмущением восклицает Нателла.

Скакун, тут же вспомнив, что от него требуется, скрещивает передние копыта и слегка кланяется мне. Это выглядит так мило, что невозможно сдержать улыбку.

- Вместе с моим партнером по выступлению - Казбеком - мы репетируем танец хонга - это традиционный национальный осетинский танец-приглашение, - рассказывает Нателла Казити. - Только у нас он конный. Танцуют лошади! И это непросто - их надо научить. Насколько у нас это получается - посмотрите сами. Как раз сейчас арена уже освобождается.

Есть планы поставить "Гамлета" - так, чтобы в спектакле могли участвовать всадники, а все поединки были конные. / Элла Дзагоева/РГ

Два всадника - Казбек и Нателла выезжают на белоснежных скакунах и начинают танцевать, не покидая седла: их кони двигаются то боком, то пятятся назад, встают на дыбы, синхронно разворачиваются, раскачиваются, приседают, кланяются. Получается действительно уникальный танец, и диву даешься, как ему можно было научить этих грациозных животных! И неудивительно, что подобные выступления вызывают у зрителей не меньший восторг, чем джигитовка.

Каких скакунов берут в "Нарты"

Для выступлений в единственном в России государственном конном театре берут обычно орловских или российских рысаков. Их стоимость варьируется от 150 до 200 тысяч рублей. Однако найти хорошего скакуна, подходящего для сцены, непросто, и зачастую приходится объехать несколько конезаводов, прежде чем удается найти подходящего.

Сколько стоит содержать лошадь

Каждый день среднестатистический жеребец в конном театре съедает на 60 рублей сена (шесть килограммов) и на 90 рублей овса (тоже шесть килограммов). Таким образом, его ежедневный стол обходится в 150 рублей, а за месяц набегает 4500 целковых. И это не считая ухода за животным, витаминных пищевых добавок и различных прививок, которые обязательно делаются раз в год.

Северная Осетия Шоу