Конечно, немного странно слышать слово "порт" применительно к Уральским горам, которые были дном древнего океана каких-нибудь 500 миллионов лет назад. На самом деле термин перекочевал из морской логистики: "сухим портом" именовали тыловые склады, которые строили, чтобы разгрузить портовую инфраструктуру. В России застрельщиком этой технологии стал Санкт-Петербург, но сегодня понятие трактуется гораздо шире.
- Говоря "сухой порт", имеем в виду площадку, где сосредоточены технологии по перевалке и переработке грузов из больших партий в малые. И мультимодальность, то есть интеграцию разных видов транспорта, - уточняет начальник СвЖД Иван Колесников.
На Среднем Урале, по его мнению, имеются все предпосылки для реализации такого проекта: здесь хорошо развита сеть железных дорог (Свердловская магистраль обеспечивает 11 процентов погрузки РЖД). В прошлом году была реконструирована станция Екатеринбург-Сортировочный, теперь она может перерабатывать до 7000 вагонов в сутки, принимать составы с семи направлений. Сетевая маршрутизация позволяет собирать поезда не просто до соседней сортировочной станции Западно-Сибирской или Горьковской дорог, а сразу в московский регион, порты Балтики или Азово-Черноморского бассейна. Это касается не только контейнеров, но и полувагонов, крытых вагонов, платформ.
Второе преимущество Свердловской области - уже сложившаяся сеть автодорог, а замыкание ЕКАД и строительство скоростной федеральной трассы Москва-Казань-Екатеринбург с выходом на Тюмень и Челябинск позволит пропускать больше транзитных грузов. Кроме того, аэропорт Кольцово - крупный пассажирский и грузовой авиахаб. По задумке, "сухой порт" Екатеринбург станет ключевым звеном для выхода грузов с Северного широтного хода и Транссиба к морским портам. Теоретически в проект можно включить и речной транспорт, охватив Камский и Обский бассейны, припортовую инфраструктуру ямальской Сабетты. Таким образом, "сухой порт" может быть связан со всеми омывающими страну морями (их от Каспия до Северного Ледовитого океана - 13).
По предварительным оценкам, мощность нового хаба уже к 2030 году может достичь 60 миллионов тонн, к 2035-му - 80 миллионов. Причем контейнеры, выгруженные на терминале с поезда, будут доставлять конечному адресату фурами - еще за 300-800 километров.
Как пояснил "РГ" президент Уральской логистической ассоциации Николай Тушин, де-факто реализация проекта "сухого порта" уже началась. Его особенность в том, что не будет единой управляющей компании и статуса резидента у участников. Сейчас в Свердловской области три контейнерных терминала, но суммарно они могут принимать не более 5-6 поездов в сутки или чуть меньше 300 тысяч TEU в год (единица измерения, равная объему стандартного двадцатифутового контейнера. - Прим. ред.). Но уже скоро ситуация изменится. В ноябре состоится официальное открытие транспортно-логистического центра (ТЛЦ) "Уральский", построенного в семи километрах от станции Аппаратная. Его проектная мощность - 600 TEU в год. Первый контейнерный состав здесь приняли в сентябре, а планы - 12-16 составов длиной 71 вагон в сутки, обработка каждого всего за три часа благодаря применению сетевой технологии, время в дороге от Москвы до Екатеринбурга - 41 час вместо 48. ТЛЦ свяжут с ЕКАД две развязки.
- Это простимулирует логистические компании часть грузопотока перевести с автотранспорта на железнодорожный, - считает председатель совета директоров Екатеринбургского транспортного терминала Александр Кохидзе. - Терминал будет работать в тесной связке с РЖД. Рассматриваем развитие новых транспортных коридоров через Казахстан и сухопутные погранпереходы в КНР. Перспектива - за сборными контейнерными поездами до 100 условных вагонов. Проводя два состава в одну нитку графика, мы сможем увеличить объем перевозок вдвое.
ТЛЦ "Уральский" с учетом его значимости для экономики региона и всей страны включен в перечень системообразующих организаций транспортного комплекса РФ. Следующий опорный ТЛЦ сдадут в 2023 году в Новосибирске, на очереди - "тыловой" город Артем в Приморье.
Кроме ТЛЦ "Уральский" в окрестностях Екатеринбурга, на станции Большое Сидельниково, к 2030 году РЖД собирается построить "грузовую деревню", рассчитанную на прием от трех до пяти миллионов тонн товаров. По словам экспертов, никакого противоречия в этом нет: в "сухом порту" может быть не одна, а несколько площадок. Главное - синхронизировать работу всех малых и больших товарных дворов, логистических центров, выстроить мостики между железной дорогой и складами, поскольку в последние годы эта инфраструктура развивалась без привязки к поездам.
По данным компании "ФЕСКО Интегрированный Транспорт" (ФИТ), за восемь месяцев Урал показал существенный рост контейнерных перевозок в сторону черноморских портов - на 35 процентов, экспорт вообще кардинально переориентировался на это направление (плюс 76 процентов). Кроме того, серьезно приросли в объемах погранпереходы в Китай: на 89 и 75 процентов соответственно импорт и экспорт. Этому во многом способствует географическое положение региона: многие грузоотправители меняют схемы отправки товаров, отдавая предпочтение срединному пути.
- Дополнительные мощности "сухого порта" позволят наращивать объемы обработки грузов, так как мы не будем испытывать инфраструктурных ограничений, - резюмирует исполнительный директор ФИТ Леонид Шляхтуров.