Почему спектакль "Любовь к трем апельсинам" должен вернуться в репертуар?
Александр Петров: Я очень любил и люблю "Апельсины", 20 лет назад был поставлен очень хороший спектакль, и он сочинялся в содружестве со всеми артистами, многое рождалось прямо в репетиционном процессе. Так было придумано внутри самого спектакля огромное количество шуток и ситуаций. Этот спектакль еще и дань тем, кто создал тогда эту удивительную музыкально-театральную ткань под названием "Три апельсина".
Но сегодня и вы иной, и другие актеры...
Александр Петров: Естественно, что мы выстраиваем сцены на других артистов, по их реакциям. Кроме того - сегодня у нас очень подвижный хор, и это позволяет добавить танцевальные моменты. А использование видео - это возможность сделать, например, фантастические полеты. То есть это возобновление хорошего современного спектакля, который должен сегодня выстрелить так же, как он выстрелил тогда. "Любовь к трем апельсинам" - это гимн театру, всем возможностям театра, это разрушение "четвертой стены", вовлечение в игру зрителей, это прелестный микст невероятной любовной лирики и юмора, это игровое, даже цирковое отношение к материи, это простодушно о серьезном, наивно о большом и великом, это смешение чувств, - все, что мы называем итальянской эстетикой театра dell arte.
Сохраняется ли в постановке то, что было удачно найдено артистами?
Александр Петров: Многое. Например, в финале есть такая история, когда Король говорит Клариче: "Отойди, твои руки испачканы ядом". И я помню, Ирина Богачева показывала свои руки, потом отворачивалась, быстро вытирала руки и протягивала их - смотрите, какие чистые. Или, когда мы репетировали, думали, что сделать со Смеральдиной, как ее казнить. И решили, что раз это цирк, то надо сделать иллюзион распиливания женщины. Придумали стол, пилу. И вдруг после распиливания - эти ноги начинали петь. Этот трюк остался.
В вашем спектакле играют и оркестранты, и даже легендарный занавес Мариинского театра.
Александр Петров: Помню, зрители были поражены "святотатством" - великий головинский занавес рвался пополам, но, конечно, это была специально сделанная копия. Но оркестр - безусловно, главный участник спектакля.
Справка "РГ"
"Любовь к трем апельсинам" была первой оперой Сергея Прокофьева, поставленной в России: ее мировая премьера прошла в Чикаго (1921), а российская - в ГАТОБ (Мариинский театр) в 1926 году в постановке Сергея Радлова (ученик Мейерхольда). В 1991 году к 100-летию со дня рождения Прокофьева в Кировском театре появился спектакль Александра Петрова и Валерия Гергиева. В 2007 году в Мариинском театре новый спектакль сделал французский режиссер Ален Маратра. В 2022-м на сцену вернулся спектакль Петрова.