13.10.2022 21:37
Культура

В Мариинском театре состоится премьера оперы Сергея Прокофьева "Любовь к трем апельсинам"

Текст:  Наталья Кожевникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №233 (8881)
Эта премьера - возобновление спектакля в "десяти аттракционах" "Любовь к трем апельсинам" состоится на исторической сцене Мариинки 15 и 16 октября. Спектакль был событием "прокофьевского бума", одной из самых значительных премьер Мариинского театра в юбилейный год композитора в 1991 году. Сегодня над спектаклем работает та же постановочная команда: музыкальный руководитель Валерий Гергиев, художник Вячеслав Окунев, режиссер Александр Петров. Он и ответил на вопросы "РГ":
Александр Петров: "Любовь к трем апельсинам" - спектакль, который должен выстрелить так же, как и в 1991-м. / Наташа Разина / пресс-служба Мариинского театра
Читать на сайте RG.RU

Почему спектакль "Любовь к трем апельсинам" должен вернуться в репертуар?

Александр Петров: Я очень любил и люблю "Апельсины", 20 лет назад был поставлен очень хороший спектакль, и он сочинялся в содружестве со всеми артистами, многое рождалось прямо в репетиционном процессе. Так было придумано внутри самого спектакля огромное количество шуток и ситуаций. Этот спектакль еще и дань тем, кто создал тогда эту удивительную музыкально-театральную ткань под названием "Три апельсина".

Это гимн театру, микст лирики и юмора, цирковое отношение к матери

Но сегодня и вы иной, и другие актеры...

Александр Петров: Естественно, что мы выстраиваем сцены на других артистов, по их реакциям. Кроме того - сегодня у нас очень подвижный хор, и это позволяет добавить танцевальные моменты. А использование видео - это возможность сделать, например, фантастические полеты. То есть это возобновление хорошего современного спектакля, который должен сегодня выстрелить так же, как он выстрелил тогда. "Любовь к трем апельсинам" - это гимн театру, всем возможностям театра, это разрушение "четвертой стены", вовлечение в игру зрителей, это прелестный микст невероятной любовной лирики и юмора, это игровое, даже цирковое отношение к материи, это простодушно о серьезном, наивно о большом и великом, это смешение чувств, - все, что мы называем итальянской эстетикой театра dell arte.

Сохраняется ли в постановке то, что было удачно найдено артистами?

Александр Петров: Многое. Например, в финале есть такая история, когда Король говорит Клариче: "Отойди, твои руки испачканы ядом". И я помню, Ирина Богачева показывала свои руки, потом отворачивалась, быстро вытирала руки и протягивала их - смотрите, какие чистые. Или, когда мы репетировали, думали, что сделать со Смеральдиной, как ее казнить. И решили, что раз это цирк, то надо сделать иллюзион распиливания женщины. Придумали стол, пилу. И вдруг после распиливания - эти ноги начинали петь. Этот трюк остался.

В вашем спектакле играют и оркестранты, и даже легендарный занавес Мариинского театра.

Александр Петров: Помню, зрители были поражены "святотатством" - великий головинский занавес рвался пополам, но, конечно, это была специально сделанная копия. Но оркестр - безусловно, главный участник спектакля.

Справка "РГ"

"Любовь к трем апельсинам" была первой оперой Сергея Прокофьева, поставленной в России: ее мировая премьера прошла в Чикаго (1921), а российская - в ГАТОБ (Мариинский театр) в 1926 году в постановке Сергея Радлова (ученик Мейерхольда). В 1991 году к 100-летию со дня рождения Прокофьева в Кировском театре появился спектакль Александра Петрова и Валерия Гергиева. В 2007 году в Мариинском театре новый спектакль сделал французский режиссер Ален Маратра. В 2022-м на сцену вернулся спектакль Петрова.

Театр "Геликон" представил оперу Джакомо Пуччини "Богема" в постановке четырех молодых режиссеров
Музыкальный театр