16.10.2022 20:12
Культура

В Екатеринбурге завершился фестиваль молодой режиссуры "Артмиграция"

Эксперименты молодой режиссуры на фестивале "Артмиграция"
Текст:  Инга Бугулова
Российская газета - Федеральный выпуск: №234 (8882)
В Екатеринбурге завершилась "Артмиграция". В год десятилетия фестиваль молодой режиссуры решил оправдать свое название и впервые выехал за пределы столицы. Почти за десять дней - с 8 по 16 октября - уральской публике показали десять спектаклей из регионов только в конкурсной программе. А ведь еще - творческие встречи, лекции, экскурсии и постановки независимых театров Москвы и Петербурга.
Актер (и он же режиссер) Игорь Титов в роли Александра Галича. / предоставлено пресс-службой фестиваля
Читать на сайте RG.RU

"На время фестиваля в Екатеринбург приехали более 400 участников со всей страны, город стал настоящей столицей молодой режиссуры", - отмечает заместитель председателя Союза театральных деятелей России, арт-директор "Артмиграции" Дмитрий Мозговой. Так смотр начал свое шествие по России.

В екатеринбургском Доме Актера - полный зал. Атмосфера густая, шум и выкрики, но время от времени - повисает щемящая тишина. Сегодня здесь проходит заседание Союза писателей СССР. Среди лиц вы, конечно, сразу узнаете знакомые (а если нет - все равно догадаетесь по манере разговора): Валентин Катаев, Агния Барто, Алексей Арбузов...

Что собрало их всех в одном месте? Александр Галич.

Вон он, стоит, слегка сгорбившись, за трибуной под бьющим лучом настольной лампы. Собрал, конечно, не он лично, а острейший вопрос - может ли Галич оставаться в Союзе писателей, или его все-таки необходимо исключить? Автор замечательных советских стихов, пьес, сценариев для кино вдруг повернул "не туда", став исполнять на домашних концертах свои полублатные песни, - так думают многие его коллеги по перу. А ведь предупреждали!

В Екатеринбурге открылся фестиваль молодой режиссуры "Артмиграция"

Но вот парадокс, те, чьи имена остались в истории литературы, те же Катаев или Барто, будут просить проявить великодушие. А фамилии тех, кто громче всех призывал поэта к ответу, мы сегодня и не вспомним.

Этот спектакль - "Право на отдых" - Мастерская Брусникина задумала еще при жизни своего руководителя. Дмитрий Брусникин и предложил актерам подумать над фигурой "поэта, имевшего мужество стать народным".

Режиссеры - они же актеры Игорь Титов (Александр Галич) и Сергей Карабань (кагэбэшник) - изначально делают зрителя полноправным участником происходящего. Не только помещая артистов прямо в зрительный зал (на сцене само собой длинный стол с председательствующими), но и вовлекая в театральную игру: перед спектаклем желающим раздают реальные монологи писателей с заседания 1971 года. Их можно просто прочитать, а можно попытаться сыграть.

Но решение будет вынесено здесь и сейчас - подсчетом голосов екатеринбургского Союза писателей"Галича все же не исключили (полвека назад решение было иным). А это значит - впереди концерт. Известные своей музыкальностью брусникинцы перекладывают творчество Галича - и именно те строки, за которые ему больше всего досталось! - на электронные биты, на речитатив, на всхлипывания, вводят даже подобие госпел-хора с "Аллилуйей"...

Вообще эксперимент, столь характерный для молодых режиссеров, - отличительная черта "Артмиграции". Новосибирская Лаборатория современного искусства привезла в Екатеринбург свои "Коромысли" - вторую часть нашумевшего аудиального перформанса Полины Кардымон.

На этот раз режиссер решила поговорить со зрителями о смерти. Как к ней относились наши предки, что на этот счет говорит традиция? "Коромысли. Сыра земля" - настоящее исследование, в котором принимали участие и профессиональные этнографы. Все плачи, причеты, горевания, которые мы услышим, были собраны в экспедициях по России.

В Союзе театральных деятелей рассказывают, что отныне и ежегодно "Армиграция" будет приезжать в разные города России. В следующем году, надеются организаторы, фестиваль обоснуется в Казани.

Драматический театр Екатеринбург