18.10.2022 09:31
Воронеж

Как выстраивать работу по франшизе в новых условиях

Текст:  Сергей Бекренев (президент ГК "Европейская Юридическая Служба")
Российская газета - Экономика Центрального округа: №235 (8883)
Изменения на российском рынке с конца февраля затронули и франчайзинг. После недолгого повсеместного затишья спрос на франшизы восстановился, однако правила игры стали другими. Какие же актуальные тренды сегодня нужно отслеживать предпринимателям?
Читать на сайте RG.RU

Первый тренд: увеличение спроса

Бизнес-модель, позволяющая платно использовать уже работающую стратегию (с готовым именем, товарным знаком, технологиями, профессиональной поддержкой), всегда пользовалась популярностью среди предпринимателей. Очевидно, что работать под уже зарекомендовавшим себя брендом легче, чем начинать выстраивать имя с нуля. Но, помимо более легкого старта, интерес к франшизам в России быстро восстановился и по другим причинам.

Во-первых, с рынка ушли многие зарубежные бренды, оставив временно свободными перспективные ниши. И их очень быстро заполнят предприниматели - кто же упустит такую возможность?

Во-вторых, государство стало активнее поддерживать МСП. Особенно там, где речь идет об импортозамещении. Сейчас предприниматели могут рассчитывать на снижение объема проверок, налоговые льготы, выгодные кредитные условия. Все это позволяет бизнесменам решиться начать свое дело.

В-третьих, и само количество предпринимателей увеличивается. Часть людей осталась без работы, в том числе из-за ухода ряда брендов. И многие из них сегодня решают работать на себя. Франшизы в таком случае - отличный вариант для бизнес-старта. Но какие ниши ждет успех?

С ростом интереса к франчайзингу на рынке может увеличиться и количество мошенников

Второй тренд: ставки на здоровье, пункты выдачи и общепит

Потребности и запросы потребителей немного поменяли вектор в новой реальности. Но не изменились принципиально: люди все так же хотят пользоваться удобной доставкой, следить за здоровьем и иметь возможность обращаться к разным специалистам дистанционно.

Согласно данным исследования портала "Франшизы Партнеркин", с февраля по май 2022 года предприниматели стали делать упор на определенный вид франчайзинга. Так, ощутимо выросли показатели в медицинской сфере (это клиники, лаборатории диагностики, косметологические и процедурные кабинеты) - на 48 процентов. Еще почти на треть увеличился интерес к аптекам, ремонту квартир и пунктам выдачи.

Минцифры и Ростуризм запустили на "Госуслугах" сервис для туриндустрии

Ставки предпринимателей на медицину и продажу лекарств можно объяснить тем, что клиенты с меньшей вероятностью будут экономить на здоровье, даже если их уровень жизни ухудшится. А пункты выдачи - это один из самых комфортных и теоретически безопасных видов бизнеса, который часто выбирают начинающие предприниматели.

Также МСП можно делать ставки и на другие, не такие очевидные ниши. Например, на IT-разработки, ремонт техники или дистанционные услуги специалистов (юристов, врачей, финансистов, фитнес-тренеров, репетиторов).

Еще в топе остаются и останутся франшизы в нише общепита. Зарубежные бренды освободили пространство для предпринимателей, уйдя с рынка, - сейчас отличное время для запуска "съедобного" бизнеса.

Но и в этой нише наблюдается интересная тенденция: и у бизнесменов, и у потребителей не снижается интерес к кофейням и точкам формата coffee to go. А вот заведения более узкой направленности - бургерные или пельменные - уже не так интересны. Возможно, это связано с тем, что мода на такой формат медленно, но проходит. И МСП старается выбирать проверенный кофейный вариант.

Третий тренд: мобильные приложения

Почти любую франшизу можно выгоднее представить потребителям, если у нее будет мобильное приложение. Сегодня большинство клиентов пользуются именно этим онлайн-форматом для заказов, выбора продукта, подбора специалиста, получения услуг, общения с поддержкой.

И предприниматель не прогадает, если вложит средства в разработку или улучшение мобильного приложения. Такой шаг привлечет больше потребителей и усилит вес бренда на рынке.

Четвертый тренд: вычисление фейков

С ростом интереса к франчайзингу на рынке может увеличиться и количество мошенников, которые захотят обогатиться. Например, обманщики могут прикрываться названиями известных компаний, которые реально продают франшизы. Это значит, что бизнесменам следует очень внимательно относиться к выбору партнера. И чтобы не попасть в ловушку, следует провести большую работу перед покупкой франшизы - создать досье с документами и другой информацией.

Чем грозит уход Danone с российского рынка

Во-первых, этому помогут ресурсы для проверки по ИНН. В частности, сервис "Прозрачный бизнес" на сайте ФНС (можно бесплатно скачать выписку из ЕГРЮЛ, бухотчетность из ГИРБО), картотека арбитражных дел (выяснится, часто ли фирма судится и по каким вопросам) и банк данных исполнительных производств (есть ли у нее долги по исполнительным документам).

Во-вторых, можно запросить у возможного партнера доступ к разделу "Как меня видит налоговая" в его личном кабинете. Там есть показатели его финансово-хозяйственной деятельности и сведения о налоговой дисциплине. Для этого компания должна добавить вашу компанию в друзья.

В-третьих, можно также запросить документы, подтверждающие наличие ресурсов для исполнения сделки: оборудования, материалов, работников. Получите заверенные копии устава, решения о назначении руководителя и его паспорта. Паспорт проверьте на сайте МВД.

Наконец, в части исключительных прав затребуйте патенты, свидетельства, свидетельства на товарный знак и проверьте их по сайту Роспатента. Если в итоге все окажется в порядке, можно без проблем заключать сделку и становиться обладателем франшизы.

Воронеж