18.10.2022 16:02
Санкт-Петербург

Почему в высокоширотной Арктике надо возрождать авиацию

Текст:  Соколов Владимир (начальник Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ))
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №235 (8883)
Сейчас очень много говорят о перспективах в освоении высокоширотной Арктики. Задач много. Но как-то забывается, что нужно не только прокладывать новые трассы, бурить новые скважины и благоустраивать поселения и станции, но и возрождать гражданскую полярную авиацию. Чтобы у нас было если не максимально много, но минимально достаточно таких полярных асов, как Саня Григорьев из культовой книги "Два капитана".
Читать на сайте RG.RU

Полярной авиации как таковой у нас фактически уже и нет. Нет авиапредприятий, которые традиционно работали в Арктике. На Диксоне была знаменитая вертолетная эскадрилья, в Хатанге, Тикси, Черском, Игарке были полярные авиаотряды...

Главное отличие авиации советского времени от сегодняшней: тогда летчики жили и работали в Арктике, она была для них родным домом. Сейчас люди приезжают сюда работать эпизодически, подчас в режиме вахтового метода. В основном это представители компаний, выигравших конкурс на проведение летных работ. Конкурсные процедуры бюджетных закупок относятся и к авиации, поэтому сегодня у нас работают летчики с юга, которые до этого года дрейфующих льдов не видели.

Они прекрасные люди и специалисты, великолепно владеющие техникой. Но их огромный опыт связан именно с югом. Их нельзя назвать полярными летчиками. Полярный летчик может появиться только тогда, когда он живет в полярных условиях, когда снег перед глазами, снежные вихри, низкие температуры - постоянное явление. У него психологически, в подкорке записано, что это окружающая его действительность, которую подсознание принимает, а не отвергает. А летчики из других регионов привыкли жить в другом мире, где тепло. В высокоширотной Арктике - все белое, непонятное, сливающееся с горизонтом. И стоит задача: уверенно летать и правильно приземляться в окутывающую белизну, и выполнять это многократно и уверенно.

Наши летчики справились со всеми поставленными задачами, но им было сложно.

Спутник помог найти льдину для дрейфа полярной станции "Северный полюс-41"

Кажется, наши маленькие проблемы. Ничего подобного. За нашими трудностями стоят проблемы арктической авиации, от которой мало что осталось. Да, есть авиаотряды в Нарьян-Маре, Архангельске, Норильске, Красноярске. Но это материковая Арктика. Арктика высокоширотная начинается дальше, за Карскими Воротами. Это Северный морской путь и выше, где наиболее суровые условия.

Мне повезло в свое время работать с советскими полярными летчиками. Это были блестящие специалисты, виртуозно владеющие техникой в высокоширотных условиях. Для них никаких проблем не составляло летать в любое время и в любую погоду.

Надо, чтобы гражданские авиапредприятия переместились в арктическую зону, чтобы летчики жили на Крайнем Севере постоянно. Когда человек живет в тех же условиях, в которых летает, для него, повторюсь, они естественны. А когда попадает от случая к случаю, они вызывают внутреннее удивление. Это подсознание, его директивами не сломать. Между тем в критических ситуациях, когда нужны особое умение и огромный опыт, с задачами справятся только полярные летчики.

Есть и проблемы, связанные с самим авиапарком. Северные условия требуют все же использования вертолетов, способных перевозить большой объем грузов. Такие вертолеты есть далеко не всегда.

Санкт-Петербург