Перешли на местное
В настоящее время через Крымский мост пропускают легковые автомобили, автобусы, а также грузовые и пассажирские поезда. Фуры бесплатно перевозит паром. На крымской стороне на прошлой неделе образовалась очередь из 900 грузовых автомобилей. Чтобы повысить пропускную способность переправы, количество паромов увеличили до шести.
Однако некоторые неудобства, конечно, есть. Первыми в Крыму это заметили клиенты маркетплейсов. Ozon 10 октября приостановил прием заказов, однако уже на следующий день его возобновил. Срок доставки увеличился вдвое, до 15 суток. Об этом клиентов уведомили и другие интернет-торговцы, а также Почта России.
Застопорилась доставка стройматериалов и продуктов.
- Машины стоят в очереди на переправу по 3 - 5 дней, - рассказал "РГ" коммерческий директор компании "Добрострой" Сергей Лисейцев. - У нас были запасы стройматериалов, вымывания товаров не происходит. Но если эта ситуация затянется на недели, нехватка будет ощутима. Мы уже отказались от скоропортящихся продуктов - сыра и масла, которые поступали с материка. Заменили их товарами крымских производителей, хотя цены у них выше. Решили отправить машину через Донецк и Мариуполь. Если груз идет из Москвы, через новые регионы будет ближе, но вопрос безопасности и качества дорог пока актуален. А если из Ставрополя или Краснодара, то, конечно, ближе через мост.
Малый бизнес испытал перебои с поставками товаров высокого спроса.
- Самые ходовые виды корма для животных закончились, обычно подвозят их каждую неделю, но у поставщика товара нет уже несколько дней, - рассказала "РГ" владелец зоомагазина Елена Стрелец. - Говорят, что фуры стоят на переправе. Предлагаем покупателям другие корма. Для некоторых это проблема, животные по-разному реагируют на замену корма.
Запас карман не тянет
Предприниматели, которые торгуют овощами и фруктами на рынках, не заметили изменений. В основном продукты местные. Цены остались на прежнем уровне: помидоры от 30 до 70 рублей за килограмм, огурцы - 40 - 50 рублей, арбузы - 20 рублей, виноград - от 80 до 150 рублей. Лук, морковь, картофель - по 30 - 35 рублей за килограмм.
- Продаем фрукты и овощи, выращенные в Крыму, Херсоне, Мелитополе, - говорит индивидуальный предприниматель из Севастополя Татьяна Зорькина. - Покупатели товар знают и любят. Раньше его полными грузовиками везли через мост в Москву. А сейчас большая часть остается в Крыму.
В министерстве промышленности Крыма "РГ" сообщили, что перебоев с поставками продуктов на полуострове нет. Крупные торговые сети республики и оптовые предприятия завозят продукты питания и непродовольственные товары паромами, а также пользуются альтернативным сухопутным путем через новые регионы РФ. Запасов сахара, гречки, подсолнечного масла хватит в сетях на 14 - 18 дней, мороженого мяса и рыбы - на 20 дней, рыбных и мясных консервов - на 35 дней, хлеба и молочных продуктов - не менее чем на два дня.
В минсельхозе республики ответили, что поскольку в первые дни после теракта на паромную переправу легла большая нагрузка, крымские сельхозпроизводители начали направлять продукцию на внутренний рынок. Но когда работу переправы наладили, часть скоропортящейся продукции, как и прежде, стала уходить за пределы полуострова.
"Лаврентий" пришел на выручку
Власти Крыма готовятся к тому, что переправа через Керченский пролив будет работать еще около полутора месяцев.
Сейчас грузовики перевозят на трех паромах. "Керченский-2" берет на борт 15 малотоннажных грузовиков типа "Газель". "Мария" и "Лаврентий" вмещают до 20 фур-длинномеров. Паром "Ейск", который также перевозил "Газели", временно приостановил работу, поломку устраняют. На прошлой неделе на линию вышли еще два судна, способные взять на борт до 25 фур со спецгрузами.
- Исходим из того, что паромная переправа будет работать, пока не примут решение о пропуске всех грузовых автомобилей через Крымский мост, - сообщил глава Крыма Сергей Аксенов. - Если позволит погода, при скорости ветра до 12 метров в секунду, каждый день сможем перевозить более 200 фур.
По словам директора Керченского торгового порта, каждый паром делает от четырех до десяти круговых рейсов в сутки. Погрузка занимает 20 - 40 минут. Время в пути из порта Крым в порт Кавказ - 30 минут, а из Керченского рыбного порта - 1,5 часа. Когда погода позволяет, все паромы переводят на короткое "плечо".
Кстати, паромы "Мария" и "Лаврентий" работали на Керченской переправе с апреля 2015 по май 2018 года, то есть до открытия автодорожной части Крымского моста. Каждое судно тогда совершало по 7 - 8 рейсов в сутки.
Часть грузов запрещено возить через переправу, их можно доставить только по суше. Это металлолом, крупногабаритные изделия из металла, кориандр в мешках, томатная паста в бочках и другое, всего 12 типов грузов.
Для водителей, которые ждут парома, в аэропорту Керчи и у переправы организовали стоянки, пункты обогрева, куда привозят воду и бесплатное горячее питание. На стоянке в порту Крым есть пункт временного размещения, где можно отдохнуть. Предприниматели, жители города, волонтеры помогают с подвозом и раздачей продуктов.
Есть и другой путь. Через сухопутный коридор через Херсонскую, Запорожскую область и ДНР в Ростовскую область фуры отправляют колоннами по 70 - 100 машин.
- До Джанкоя колонна движется в сопровождении автомобилей ГИБДД, а оставшийся путь - военных, - сообщил глава Керчи Святослав Брусаков.
По словам вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, альтернативный маршрут через новые территории составляет 359 километров. На 180 километрах идет ремонт дороги, уже сейчас по ним можно ездить.
Тем временем
В первые дни после ЧП приступить к ремонту Крымского моста мешал шторм, но 12 октября плавкраны смогли подойти к поврежденному участку. Там уже работают 250 человек и 30 единиц техники. Восстановление моста курирует Марат Хуснуллин.
Он сообщил, что водолазное обследование показало повреждение деформационного шва на одной из опор. Предстоит демонтировать поврежденные конструкции автодорожной части и изготовить новые пролеты. Также необходимо заменить два пролета железнодорожного моста. На время ремонта пустят железнодорожные паромы (суда, предназначенные для перевозки железнодорожного транспорта).