При всей условности и ангажированности этих прогнозов нельзя не признать: этот факт подтверждает, что экономика России выдерживает беспримерное внешнее давление, что она нашла и задействовала внутренние резервы и потенциалы, на которые уверенно опирается. Немалую роль в этом сыграли ключевые предприятия российской индустрии, которые смогли в целом сохранить тенденции устойчивого развития.
Пережив первоначальный шок от схлопывания внешних рынков и ограничения поставок импортных комплектующих и материалов, российская индустрия, можно сказать, быстро оправляется и "включает" внутренние резервы. Серьезным стимулом к развитию стали и освобожденные вчерашними иностранными поставщиками рыночные ниши. Причем, как оказалось, чем в большей зависимости от импорта находились отдельные отрасли, тем больше потенциальных возможностей они предоставляют сегодня российским производителям. Экономические вызовы не только стимулируют индустриальный азарт, но и дают реальную возможность российской индустрии сделать рывок и поднять важнейшие отрасли на новый уровень компетенций и технологических возможностей.
Безусловно, проблем хватает. Выстроенная на расслабляющих заблуждениях глобализма индустриальная модель привела к местами очень высокой (до 80-90 процентов) зависимости ряда производств от внешних поставок ключевых элементов создаваемой продукции.
Конечно же, в одночасье и на одном только волевом настрое заместить всю импортируемую номенклатуру комплектующих невозможно. Однако главное, что пути реализации этих задач практически по всем отраслям определены, дорожные карты составлены и движение по ним идет. Местами - с добротным опережением даже самых смелых прогнозов.
И там, где еще зимой некоторые аналитики предрекали неминуемый застой производства, а то и всей отрасли, сегодня не только стабильность, но и подъем. Реальный и прогнозируемый рост наблюдается на самом деле практически по всей отраслевой линейке - от микроэлектроники до сельхозмашиностроения. Как отметил недавно замминистра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, оценивая перспективы и задачи микроэлектроники (пожалуй, одного из самых "болезненных" блоков российской индустрии), в этом году "удалось существенно поднять долю российской продукции как на общем, так и на регулируемом рынке.
В целом по рынку наши объемы достигают примерно 19 процентов, этот же уровень мы собираемся сохранить до конца года, но уверены, что цифру в 20 процентов скоро перешагнем". По его словам, к концу года реестр критически важной отечественной продукции микроэлектроники будет включать не менее 4,5 тысячи позиций.
Уже упомянутое сельхозмашиностроение, по свежим данным Минпромторга России, в этом году гарантированно даст прирост в 5 процентов к высоким показателям 2021 года, при этом не только сохраняя, но и значительно наращивая поступательные тенденции роста производства и замещения техники новыми инновационными разработками.
Как отметил вице-премьер и глава Минпромторга России Денис Мантуров, "развитие отечественного сельхозмашиностроения направлено в первую очередь на поддержание высокого уровня модернизации и оснащения сельского хозяйства новыми образцами техники".
Показатели по разным отраслям разнятся, но в целом наблюдается не просто преодоление шоковой растерянности, а возвращение к траекториям устойчивого развития, с учетом изменения производственно-технической тактики и выстраивания новых кооперационных цепочек. По меньшей мере, акценты и ставки в стратегиях устойчивого развития подкорректировали, надо полагать, все производители или по крайней мере большинство. При этом выигрывают в первую очередь те, кто и раньше делал ставку на современную продукцию, модернизацию, внедрение нового. Те, кто инвестировал в развитие собственных технологий, тратился на науку и НИОКРы.
Так, например, генеральный директор Ижевского электромеханического завода "Купол" - одного из лидеров российского машиностроения - Фанил Зиятдинов сказал "РГ", что, по его мнению, "главное условие стабильности - конкурентоспособность продукции, которая определяется научной базой и производственными технологиями. Наш путь - концентрация под единым управлением науки и производства". На ИЭМЗ "Купол" сегодня действуют шесть научно-технических центров, которые ведут более 50 НИОКР по модернизации серийной техники и созданию принципиально новых изделий. В производственной сфере сформированы резервные мощности под гражданское направление - завод приобрел для этого новую производственную площадку в Ижевске.
"Созданы все условия, чтобы заниматься диверсификацией военной и гражданской продукции, - уточнил Фанил Зиятдинов, - в короткие сроки осваивая уникальные изделия, такие как арктический "Тор", универсальный мишенно-тренировочный комплекс "Адъютант", инновационные системы очистки гальванических стоков, оборудование для АЭС, судовое оборудование. Есть востребованная продукция - есть работа и запас прочности. Новые вызовы заставляют нас выходить из зоны комфорта, но не из зоны устойчивого развития. За 9 месяцев этого года объемные показатели предприятия выросли примерно в 1,5 раза. Мы сохраняем коллектив и все социальные обязательства, создаем новые рабочие места".
В определении фундамента для дальнейшего устойчивого развития предприятия задействуют все доступные механизмы. Одно из наиболее популярных направлений - резкое повышение уровня цифровизации производственных и бизнес-процессов. При этом ставка делается на российские оборудование и ПО, что является уже вопросом не выбора, а выживания.
В качестве примера можно привести центр цифровизации Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения (ЦНИИТОЧМАШ), где создан программно-технологический комплекс по физико-математическому моделированию натурных испытаний продукции, который позволяет еще на стадии проектирования определить, насколько перспективна та или иная новинка. В основе - российский программно-технологический комплекс "Центр", его мощность - более 50 триллионов операций в секунду. По словам начальника отдела стандартизации ЦНИИТОЧМАШ Натальи Тарасовой, точность "виртуальных испытаний" на 95 процентов подтверждается впоследствии реальными испытаниями.
Логично, что изменение задач потребовало изменения подходов по всей структуре производственной кооперации. Генеральный директор ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Юрий Слюсарь ранее говорил: "Перед нашими партнерами по кооперации - двигателистами, прибористами, изготовителями агрегатов - сейчас стоит задача не просто активизировать завершение опытно-конструкторских работ, провести полный комплекс испытаний и сертифицировать отечественные системы, но еще и быть готовыми к высокосерийному производству".
Глава ПАО "ОАК" определяет и необходимые для дальнейшего устойчивого развития авиастроительной отрасли меры: "Нам также потребуется структурировать технологические и производственные процессы, чтобы обеспечить планируемые объемы производства и высокосерийный выпуск продукции. В частности, мы планируем создать в контуре ОАК специализированные центры компетенций по механообработке. Они возьмут на себя основной объем производства деталей для гражданских и транспортных программ Ту-214, МС-21, Ил-76".
Сохранить устойчивое развитие в сегментах инновационной продукции наиболее сложно. Тем не менее наработанный технологический опыт и компетенции позволяют этим производствам активно содействовать устойчивому развитию и других отраслей. Так, например, специализирующаяся прежде всего на создании оборудования для космоса Научно-производственная корпорация "Системы прецизионного приборостроения" (АО "НПК "СПП") уверенно осваивает новые для себя рынки. Генеральный директор корпорации Юрий Рой рассказал "РГ", что НПК СПП активно переходит в смежные сегменты рынка и отрасли, предлагая свои разработки и решения.
"Производство гражданской продукции позволяет эффективно загрузить мощности предприятия, пояснил он. - В целях обеспечения стабильности и устойчивого развития мы активизировали оптимизацию производственного потенциала, развитие коммерческого потенциала и кадрового ресурса с привлечением молодых высококомпетентных и профессиональных сотрудников".
Примеров использования российскими предприятиями широкого спектра инструментов для дальнейшего устойчивого развития много. Один из объективных показателей успешности этих программ - вынужденное изменение западными экспертами негативных прогнозов по развитию российской экономики. Даже очень кривое зеркало иногда не может не подтвердить очевидного.